Kroiddilad
Слишком строга.
О божественном происхождении и чудодейственной силе рун рассказывается в скандинавском эпосе и сагах. В «Речах Высокого», одной из песен «Старшей Эдды» говорится, что руны «создали боги,// и Один их вырезал». Но чтобы увидеть их, он «висел на ветру// девять долгих ночей,// пронзённый копьём,// посвящённый Одину,// в жертву себе же». Мотив сакральной смерти налицо, но это смерть – ради себя самого («в жертву себе же»), ради духовного перерождения, чтобы найти Истину в потустороннем мире и, отыскав, вернуться. Через призму Смерти и Вечности всё видится иначе, будь то упавшие на землю сухие ветки или прожилки листьев, куда стекла кровь (две версии толкования песни). За реальным скрывается магическое, и это, возможно, даже не более глубокий взгляд, а взгляд с другой стороны (игра слов – «по-ту-сторонний»). Умением видеть эту «другую сторону» и отличаются колдуны, шаманы. Именно для них открыто символическое значение рун, по-настоящему открыто, прочувствовано, прожито, а не просто услышано от мудреца (или прочитано в книге, как сейчас). Мало просто запомнить, «разложить по полочкам» в сознании. Это должно стать частью тебя самого, взглядом на жизнь. Вот почему
Рун не должен резать
Тот, кто в них не смыслит.
Это строки из песни древнескандинавского поэта, и им можно верить, потому что многие скальды были сведущи в рунической магии не меньше, чем жрецы. Ведь кому, как не поэту, знать скрытый смысл любого слова? Так, в «Саге об Эгиле» исландский скальд Эгиль с помощью рун исцеляет тяжело больную женщину. Оказалось, на её кровати неумелый врачеватель вырезал неверные, спутанные руны. Эгиль соскоблил их, вырезал новые руны на дощечке и положил больной под подушку, и она очень скоро выздоровела.
В эддических «Речах Сигрдривы» рунической магией владеет валькирия. Она рассказывает Сигурду о рунах «на все случаи жизни»: руны победы («вырежи их// на меча рукояти// и дважды пометь// именем Тюра»); повивальные руны, которые наносят на ладонь, чтобы «быть в помощь при родах»; целебные руны («для врачевания»), руны речи, чтобы выступить «на тинге таком,// где люди должны// творить правосудье»; руны мысли («если мудрейшим// хочешь ты стать»). Руны можно не только вырезать на различных предметах, но и выпить, соскоблив резьбу и смешав с медом.
Руны служили не только для помощи, но и для проклятия. В «Поездке Скирнира» посланец Фрейра сватает за него великаншу Герд, но та отказывает. Тогда Скирнир угрожает наслать на неё «чёрную похоть// и горе сугубое».
Подробнее всего о каждой руне повествуют «Речи Высокого»:

Заклинанья я знаю –
не знает никто их,
даже конунгов жёны;
помощь – такое
первому имя –
помогает в печалях,
в заботах и горестях.

Знаю второе, –
оно врачеванью
пользу приносит.

Знаю и третье, –
оно защитит
в битве с врагами,
клинки их туплю,
их мечи и дубины
в бою бесполезны…
Так описаны восемнадцать заклинаний – рун. Это кажется немного странным, ведь в Футарке, как мы уже знаем, 24 руны. Возможно, это прихоть безымянного автора песни – не раскрывать до конца все тайны непосвящённым слушателям. А возможно, это первоначальный рунический ряд – так считал немецкий оккультист и исследователь рун Гвидо фон Лист (1848–1919), основавший школу современной рунической магии. Он назвал эти руны «Арманен» – в честь Арманов, высших жрецов древних германцев. Арманические руны были очень популярны в Третьем Рейхе. Но настоящий Футарк от них отделяют около полутора тысяч лет.

@темы: История, Моё творчество, Этника