15:41 

Руны. Часть 2

Kroiddilad
Слишком строга.
2. Германо-скандинавские руны. Футарк

Итак, начнём характеристику различных рунических систем. Начнём со скандинавских рун. Уместнее было бы назвать их германо-скандинавскими, потому что возникли они ещё в общегерманскую эпоху – во II-III вв. н.э. Их унаследовали от своих предков прагерманцев многие народы, но дольше всего руны просуществовали у скандинавов (см. предыдущую главу). Общегерманские руны также использовались скандинавами, но имели исключительно магическую функцию. Их называли Старшими рунами. Рунические алфавиты, созданные уже в эпоху викингов, назывались Младшими. Их тоже использовали в магии, хотя в основном они применялись в письменности, так сказать, «для бытовых целей». Возможно, именно этим и объясняется факт, что большинство найденных в Северной Европе рунических памятников выполнено именно Младшими рунами.

2.1. Старшие руны

Это система из 24 знаков, так называемый «рунический ряд», названный по первым шести его знакам: «Футарк» (fuþark). Вот так он выглядел (см. рисунок ниже)

Эти символы вырезали на оружии, украшениях, амулетах, а с V в. также и на камнях. На деревянных предметах старшерунических надписей практически не сохранилось, тем не менее считается, что первоначально руны наносились именно на дерево. Сразу бросается в глаза, что здесь совсем нет горизонтальных линий (резать поперёк древесных волокон сложно). Основные элементы рунической графики – это «ствол» (длинная вертикальная или наклонная линия) и «ветви» и «уголки» (короткие косые линии, отходящие от «ствола»).
Первоначально руны наносились на предмет как слева направо, так и справа налево, причём в одной надписи оба эти способа могли использоваться попеременно. Символы могли поворачиваться вокруг оси («перевёрнутые» руны) или иметь один общий «ствол». Всё зависело от резчика. Руны было принято окрашивать (в сакральных надписях – жертвенной кровью). Также отдельные слова окрашивали разными цветами, например, нечётные – красным, а чётные – чёрным.
Если обратиться к старшеруническим памятникам, то можно заметить, что примерно четверть из них состоит из одного только слова – имени собственного. Четверть вообще не поддаётся прочтению: мнимые слова, набор символов. Ещё четверть представляла собой надписи на могильных плитах или различные вариации формулировки: «Я, такой-то, вырезал эти руны». И, наконец, последняя четверть прямо указывает на магические цели: «Я спрятал здесь могучие руны. Да будет тот во власти беспокойства и беспутства, да погибнет тот коварной смертью, кто это разрушит» (камень из деревни Бьёркеторп, Швеция, VII в.). Или: «Я прозываюсь Хариуха, мне ведомо опасное, приношу счастье» (надпись на драгоценном медальоне).
Как объяснить эти надписи? Выскажу некоторые мысли. Вновь получается, что магия и язык имеют общий корень: слово, произнесённое или написанное (в данном случае – вырезанное) обязательно обозначает какой-то предмет, или человека (например, имя), или свойство, или действие. Это лингвистика. Слово и то, что оно обозначает, неразрывно связаны. Пока существует одно – существует другое. Это уже магия. Так, если мы вырезаем рунами чьё-то имя на камне или оружии, мы надеемся, что с надписью ничего не случится – с камня или металла её не так-то просто убрать. И точно так же ничего не случится и с человеком. Но если боимся, что руны кто-то повредит, можем намеренно переставить символы, поменять их порядок, чтобы значение слова осталось известным только нам. Если надпись гласит: «Я (имя) вырезал эти руны», то, возможно, человек хотел «увековечить» себя, поставив в надписи своё имя – своеобразный оберег, связывающий воедино руны и их «автора». Если же говорится напрямую, что руны или предмет, на котором они вырезаны, принесут счастье, или же несчастье – тому, кто их повредит, то таким образом магическое действие подтверждается. Подтверждается тем, что оно названо. Ведь если что-то названо, то оно существует. У всего, что существует на свете, должно быть имя; и под каждым именем подразумевается что-то реально существующее. Это сейчас мы привыкли говорить просто так, чтобы что-нибудь сказать, а у наших предков все слова были материальны. Именно поэтому, наверно, и магия была неотъемлемой частью их жизни.
По той же причине каждая руна имела собственное имя, начинавшееся с того звука, который эта руна обозначала. Имя руны как раз и несло символическое значение. Поэтому руна могла обозначать целое слово, как, например, в надписи на древке копья, найденного в болоте (о. Фюн, начало VI в.): трижды повторённое сочетание двух рун, означавших «дар» и «ас». То есть, копьё было принесено в дар германским богам – асам.

@темы: История, Моё творчество, Этника

URL
Комментарии
2011-12-20 в 12:32 

Kroiddilad
Слишком строга.
Забыла сказать, что, по одному из мифов, Один увидел начертания рун в упавших ветках ясеня.

URL
   

мой дневник

главная