Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: История (список заголовков)
18:26 

Откуда есть пошли...

Слишком строга.
Нашла такую интересную вещь: многие народы давали себе название по имени своего тотемного животного. То есть, грубо говоря, были народы- "волки", "олени", "обезьяны" и т.д.
самоназвание якутов - САХА - от иранского САКА - олень (отсюда же и кочевники-САКИ)
греческое племя ПЕЛАСГИ - АИСТЫ по-гречески
ДАКИ -по-фракийски ВОЛКИ
ГИРКАНЦЫ - тоже ВОЛКИ (греко-латинское название)
славянские племена ЛЮТИЧИ и ВИЛЬЦЫ - опять же ВОЛКИ (одно из его названий-эпитетов ЛЮТЫЙ)
ХАНТЫ - МЕДВЕДИ (контио - на их языке)
ЮГРА - УГРИ
коми-ЗЫРЯНЕ - от СИР -ЩУКА
а РУСЫ - ни за что не догадаетесь - УРСЫ - то есть МЕДВЕДИ. Такой вот национальный символ...
(по книге А. Леонтьева, М. Леонтьевой "Истоки медвежьей Руси")

@темы: Этника, История

17:46 

Руны. Часть 1

Слишком строга.
Наконец-то я нашла, чем заняться. Когда-то давным-давно, на 3 курсе, я писала реферат о рунах. И получилось так, что я вышла далеко за скандинавскую мифологию. Буду дорабатывать и выкладывать по частям. Сразу укажу, какими источниками пользовалась:
1. Аманжолов А.С. История и теория древнетюркского письма.– Алматы, 2002.
2. Будур Н. Викинги. Пираты севера.– М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. (книжка вообще так себе, но пригодилась)
3. Истрин В.А. История письма.– М., 1965.
4. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки.– М., 1963, 1988 (2-е изд.).
5. Калевала / Пер. с фин. Л.П. Бельского.– СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007.
6. Кляшторный С.Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма.– СПб., 2003.
7. Кызласов И.Л. Рунические письменности евразийский степей.– М., 1994.
8. Скандинавская мифология: Энциклопедия.– М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007.
9. Словарь средневековой культуры.– М., 2003.
10. Старшая Эдда / Пер. с древнеисл. А. Корсуна.– СПб.: Азбука-классика, 2005.
11. Щербак А.М. Тюркская руника.– СПб., 2001.


Интернет-сайты:

1. godsbay.ru
2. odnap/1yazyk.narod.ru
3. perun.hut.ru
4. valhalla.ulver.com
5. www.ekzomaster.ru
6. www.erioleg.com
7. www.kirishi.ru
8. www.omniglot.com
9. www.runa-odin.sidheland.com
10. www.shipovnik.ru
11. ru.wikipedia.org

Введение

С глубокой древности люди пытались повлиять на окружающий мир, чтобы сделать его более благоприятным, удобным для себя. Они заселяли новые земли, осваивали новые ремёсла, создавали свою культуру, по-своему объясняли разные события и явления. Но всё же оставалось то, чего они никак не могли изменить: силы природы, судьбу (или случайность?). И люди придумали магию. Белая, чёрная, серая… Есть много способов гадания и колдовства. Один из них – руны.
Если кто-то хорошо знаком с историей и культурой эпохи викингов, он наверняка сразу вспомнит скандинавские руны. Пожалуй, не ошибусь, если назову их самыми известными среди широкой публики. Данную работу я хотела посвятить именно им. Но подобные системы знаков и символов существовали и у других народов. Изучая литературу по теме своего реферата, я познакомилась со славянскими, венгерскими, болгарскими, тюркскими рунами.
Необходимо помнить, что раньше магия считалась неотъемлемой частью жизни людей. Иначе нельзя было обезопасить себя от нечистой силы, от возможных неприятностей, по-другому нельзя было узнать будущее. Сейчас всё это кажется нам суевериями, хотя… Намного ли изменилось человеческое сознание? Это ещё предстоит проверить. Ведь существует много современной литературы о рунической магии, её до сих пор практикуют, ей обучают. Поэтому тема рун до сих пор актуальна.
Руны использовались и как обычный алфавит (правда не у всех народов, но об этом речь пойдёт дальше). Разные рунические алфавиты легко сопоставляются – это уже лингвистический аспект исследования.

1. Понятие и краткая история рун

Сначала нужно разобраться, что же такое руны. Это не просто алфавит, состоящий из специфических знаков. Каждый такой знак (или символ?) имеет три составляющих: так называемые звук (песня), знак (форма) и непосредственно руна (скрытый смысл, скрытый закон). Эти элементы взаимосвязаны. «Звук» можно назвать звуковой оболочкой руны, «знак» – графической. От обычной буквы алфавита руны отличаются именно скрытым смыслом. Сам древнегерманский корень *run- означает «скрывать», «секрет, тайна». Поэтому существует мнение, что изначально руны служили лишь для секретного письма жрецов, а в качестве алфавита стали использоваться позже. Этот факт подтверждается и тем, что у некоторых народов (например, у славян) руны так и не приобрели последней функции.
Первые рунические надписи датированы I веком нашей эры, но истоки происхождения рун нужно искать в ещё более глубоком прошлом. Самые первые знаки, написанные краской или вырезанные по камню или дереву, несомненно, имели чисто магический характер, ведь о создании письменности тогда никто ещё не думал. Древнейшие памятники такого рода относятся к палеолиту и датируются XVII-XVI тысячелетиями до н.э. Это могли быть символы, нарисованные охрой на черепе мамонта (Украина, Межиричская стоянка) или «солнечные колёса» (1), вырезанные из кости (Россия, Сунгирская стоянка – недалеко от Владимира). Уже среди столь древних знаков встречаются прообразы знаменитой свастики, кельтского креста и многих рун. Постепенно символы накапливались, по-своему классифицировались и видоизменялись. Уже к VI-V тысячелетиям до н.э. жители Центральной и Восточной Европы (Болгария, Венгрия, Румыния, Чехословакия) украшали свою керамику магическими изображениями, которые можно считать предшественниками рун.
Позже такие системы магических символов стали постепенно превращаться в священные алфавиты, то есть каждому символу присваивалось ещё и фонетическое значение, позволявшее использовать их для письма. Возможно, так возникли родственные финикийский и этрусский алфавиты, а позже – греческий и латинский. В первых веках нашей эры так сложилось и руническое письмо, восходящее к алфавитам североиталийской группы (северные этруски и италийские венеты). С североиталийским письмом народы Центральной и Северной Европы познакомились не позднее второй половины I тысячелетия до н.э. Известно, что в 1812 г. на территории Австро-Венгрии во время раскопок было найдено более 20 бронзовых шлемов, датированных IV в. до н.э. и украшенных изображениями, которые представляли нечто среднее между италийскими символами и северными рунами. Вероятно, на то время как раз приходился переходный этап формирования рунического письма.
Примерно во II в. н.э. сформировался общегерманский рунический строй – так называемый «Футарк». Его родиной считается Дания, откуда он и распространился по всей Скандинавии, а затем и на континенте.
В V в. н.э. руны и руническая магия пришли на Британские острова с нашествием англов, саксов и ютов.
Тем временем в Скандинавии, на основе Футарка, были придуманы другие рунические алфавиты, применявшиеся только как средство письменности. Их принято называть Младшими рунами, а собственно Футарк – Старшими рунами.
С введением христианства и распространением латиницы руническое письмо отошло на второй план, но просуществовало ещё очень долго. Теперь оно служило в основном магическим целям и созданию календарей. Календари эти использовались как в Скандинавии, так и в Карелии и России вплоть до конца XIX в. Последняя руническая надпись была зафиксирована в 1900 г. в Эльвдалене (Швеция). Надпись эту сделала некто Анна Андерсдоттер (то есть Дочь Андреса) на стене одной из построек своего хутора. Но существуют данные, что в отдалённых областях Швеции рунические надписи изредка использовались и середине XX в.
Параллельно скандинавским развивались руны и других народов (тюрков, булгар, венгров), и судьба этих рун была очень похожа на историю Футарка, но не будем забегать вперёд.

(1) Здесь стоит отметить, что колесо издревле было символом Солнца у славян. Достаточно вспомнить зажжённые колёса, которые пускали с горы на Масленицу и на Купалу.

@темы: История, Моё творчество, Этника

15:41 

Руны. Часть 2

Слишком строга.
2. Германо-скандинавские руны. Футарк

Итак, начнём характеристику различных рунических систем. Начнём со скандинавских рун. Уместнее было бы назвать их германо-скандинавскими, потому что возникли они ещё в общегерманскую эпоху – во II-III вв. н.э. Их унаследовали от своих предков прагерманцев многие народы, но дольше всего руны просуществовали у скандинавов (см. предыдущую главу). Общегерманские руны также использовались скандинавами, но имели исключительно магическую функцию. Их называли Старшими рунами. Рунические алфавиты, созданные уже в эпоху викингов, назывались Младшими. Их тоже использовали в магии, хотя в основном они применялись в письменности, так сказать, «для бытовых целей». Возможно, именно этим и объясняется факт, что большинство найденных в Северной Европе рунических памятников выполнено именно Младшими рунами.

2.1. Старшие руны

Это система из 24 знаков, так называемый «рунический ряд», названный по первым шести его знакам: «Футарк» (fuþark). Вот так он выглядел (см. рисунок ниже)

Эти символы вырезали на оружии, украшениях, амулетах, а с V в. также и на камнях. На деревянных предметах старшерунических надписей практически не сохранилось, тем не менее считается, что первоначально руны наносились именно на дерево. Сразу бросается в глаза, что здесь совсем нет горизонтальных линий (резать поперёк древесных волокон сложно). Основные элементы рунической графики – это «ствол» (длинная вертикальная или наклонная линия) и «ветви» и «уголки» (короткие косые линии, отходящие от «ствола»).
Первоначально руны наносились на предмет как слева направо, так и справа налево, причём в одной надписи оба эти способа могли использоваться попеременно. Символы могли поворачиваться вокруг оси («перевёрнутые» руны) или иметь один общий «ствол». Всё зависело от резчика. Руны было принято окрашивать (в сакральных надписях – жертвенной кровью). Также отдельные слова окрашивали разными цветами, например, нечётные – красным, а чётные – чёрным.
Если обратиться к старшеруническим памятникам, то можно заметить, что примерно четверть из них состоит из одного только слова – имени собственного. Четверть вообще не поддаётся прочтению: мнимые слова, набор символов. Ещё четверть представляла собой надписи на могильных плитах или различные вариации формулировки: «Я, такой-то, вырезал эти руны». И, наконец, последняя четверть прямо указывает на магические цели: «Я спрятал здесь могучие руны. Да будет тот во власти беспокойства и беспутства, да погибнет тот коварной смертью, кто это разрушит» (камень из деревни Бьёркеторп, Швеция, VII в.). Или: «Я прозываюсь Хариуха, мне ведомо опасное, приношу счастье» (надпись на драгоценном медальоне).
Как объяснить эти надписи? Выскажу некоторые мысли. Вновь получается, что магия и язык имеют общий корень: слово, произнесённое или написанное (в данном случае – вырезанное) обязательно обозначает какой-то предмет, или человека (например, имя), или свойство, или действие. Это лингвистика. Слово и то, что оно обозначает, неразрывно связаны. Пока существует одно – существует другое. Это уже магия. Так, если мы вырезаем рунами чьё-то имя на камне или оружии, мы надеемся, что с надписью ничего не случится – с камня или металла её не так-то просто убрать. И точно так же ничего не случится и с человеком. Но если боимся, что руны кто-то повредит, можем намеренно переставить символы, поменять их порядок, чтобы значение слова осталось известным только нам. Если надпись гласит: «Я (имя) вырезал эти руны», то, возможно, человек хотел «увековечить» себя, поставив в надписи своё имя – своеобразный оберег, связывающий воедино руны и их «автора». Если же говорится напрямую, что руны или предмет, на котором они вырезаны, принесут счастье, или же несчастье – тому, кто их повредит, то таким образом магическое действие подтверждается. Подтверждается тем, что оно названо. Ведь если что-то названо, то оно существует. У всего, что существует на свете, должно быть имя; и под каждым именем подразумевается что-то реально существующее. Это сейчас мы привыкли говорить просто так, чтобы что-нибудь сказать, а у наших предков все слова были материальны. Именно поэтому, наверно, и магия была неотъемлемой частью их жизни.
По той же причине каждая руна имела собственное имя, начинавшееся с того звука, который эта руна обозначала. Имя руны как раз и несло символическое значение. Поэтому руна могла обозначать целое слово, как, например, в надписи на древке копья, найденного в болоте (о. Фюн, начало VI в.): трижды повторённое сочетание двух рун, означавших «дар» и «ас». То есть, копьё было принесено в дар германским богам – асам.

@темы: История, Моё творчество, Этника

14:46 

Руны. Часть 3

Слишком строга.
Итак, каждой руне приписывали своё значение:
fehu (феху, феу). Сканд.: «скот, имущество». Руна собственности, благополучия. Означает выигрыш в жизни, получение награды. Помогает выбраться из нужды, приобрести новое, сохранить уже имеющееся, избежать потерь. С её помощью можно получить счастливую любовь, но и здесь будет сильное материальное начало. Перевёрнутая («вверх ногами»), означает потерю собственности или сознательное отторжение чего-либо.
uruz, uruR (уруз, урур). Сканд.: «зубр». Руна силы, жизненной энергии. Даёт крепкое здоровье и уверенность в своих силах. Помогает исцелиться от болезни. Мужчинам придаёт мужественность, женщинам – женственность. Помогает в дружбе, любви, заключении брака. Знак завершения начатого и новых начинаний. Перевёрнутая, означает упущенные возможности, неудачи, разочарования.
þurisaz, þurisaR (турисаз, турисар). Сканд.: «турс», то есть «великан» в германской традиции. Также есть версии перевода: «шипы» и «врата». Руна недеяния, пассивной защиты (без ответного нападения, как шипы у растения). Помогает в ситуации, когда невозможно всё проконтролировать. Помогает сосредоточиться, принять важное решение. Это врата в неведомый мир, где можно найти ответы на все вопросы. Перевёрнутая руна означает провоцирование поспешных действий, неверные, необдуманные поступки.
ansuz, ansuR (ансуз, -р). Сканд.: «ас», «светлый бог». Связана с богами, помогает получить знак свыше, то есть предупреждение, своевременно получить известие. Помогает общаться с окружающими, находить общий язык, а также встретить нужных людей. Перевёрнутая руна означает недостаток понимания.
raidho, raidu, raiþo (райдо, -у). Гот.: «путешествие». Руна пути, дороги, а также воссоединения. Гармония, воссоединение с самим собой. Помогает внутреннему движению вперёд, достижению справедливой цели. Охраняет путешественников. Перевёрнутая, означает разрыв отношений с друзьями, близкими, значительные изменения в жизни, неожиданные события.
kenaz, kauna, kano (кеназ, кауна, кано). Сканд.: «факел», также переводят как «рана». Руна воплощения и раскрытия. Самореализация. Прояснение, рассеяние тьмы, непонимания. Восстановление гармонии между двумя людьми. Перевёрнутая – гибель дружбы, любви, брака, «омрачение» в какой-либо ситуации или взаимоотношениях.
gebo, gebu (гебо, -у). Гот.: «дар». Руна дара, дара божественного. Помогает в выборе партнёра, сохранении согласия, единства. Но настоящее единство может быть только между целостными, сильными личностями, которые не теряют своей обособленности даже в единстве. Это дар свободы.
wunjo, wunju (вуньо, -у). Гот.: «радость». Руна радости, счастья, света. Означает успех в любой области. Благоденствие, радость, ясность в жизни. Может потребовать отказ от старых взглядов, целей. Перевёрнутая руна означает кризис, сомнения, колебания.
hagalaz, hagalaR (хагалаз, -р). Сканд.: «град». Руна стихийного разрушения. Разрушение ради созидания. Изменение, новшество, свобода, освобождение. Полный разрыв со старым, могущественная пробуждающая сила. Помогает воспрянуть духом, выйти из трудностей.
nauþiz, naudiR, naudhiz (наутиз, наудир, нодхиз). Сканд.: «нужда». Руна принуждения, работы над собой, очищения от того, что приводит нас к несчастьям, к слабостям. Перевёрнутая руна означает внутреннее опустошение, ослабление воли и характера, злобное импульсивное поведение, вхождение судьбы в «тёмную полосу». (Имеет два варианта написания.)
isa, isaR (иса, исар). Сканд.: «лёд». Лёд, застой, препятствие. Необходимость подчиниться, отступить, пожертвовать своими желаниями ради того, чтобы исполнить их позже, в более благоприятное время.
jera, jara (йера). Сканд.: «год», гот.: «урожай». Имеет два варианта написания. Руна урожая, получения резуль-татов. Помогает успешно завершить любое дело, предприятие, поэтому её вырезают перед началом дела, однако нужно помнить, что для достижения успеха нужно время, как для того, чтобы вырастить урожай, нужен год.
eihvaz, iwar (эйваз, ивар). Сканд.: «тис». Руна защиты, увеличения силы. Помогает преодолевать препятствия и предотвращать их появление, или извлечь из них пользу (лишний повод ещё раз обдумать свои действия). Руна терпения, настойчивости, ожидания.
perþ, perþu (перт). Гот.: «то, что скрыто». Это руна поиска, раскрытия, посвящения. Однако это посвящение даётся очень трудно, порою – ценой полного обновления духа, психической смерти. Перевёрнутая руна означает пустую трату времени, ненужную привязанность к какой-то цели.
algiz, algiR (альгиз, -р). Сканд.: «лось», также: «осока, тростник». Руна защиты. Распознаёт зло (осока шумит при приближении врага), защищает от него (как рога лося). Охраняет от чужого колдовства, помогает предчувствовать опасность. Привлекает удачу. Перевёрнутая, означает ухудшение здоровья, зависимость от других, плохие знакомства и связи.
sowulo, sowilu, sowil, sowelu (совило, совелу, соулу). Сканд.: «солнце». Руна победы, счастья, жизненных сил и энергии Солнца. Имеет два варианта написания. Символизирует исцеление, восстановление сил, целостность натуры. Воплощает стремление к самореализации, осмыслению жизни. Необходимость осознать свою сущность и выразить её, быть «равным себе».
teiwaz, tiwaz, tiwaR (тейваз, -р). Сканд.: «Тюр», то есть бог войны. Защитный знак, который воины рисовали на щитах и рукоятях мечей. Приносит победу, снимает сглаз и порчу. Укрепляет силу воли. Перевёрнутая руна означает напрасную трату сил, необдуманные и несвоевременные действия.
berkana (беркана). Сканд.: «берёза» – дерево богини плодородия и любви Фрейи. Руна роста, плодородия, материнства. Символизирует рост, расцвет, созревание, возрождение, очищение. Дарит удачу, защищает семью. Перевёрнутая руна указывает на препятствия росту, развитию.
ehwaz, ehwaR (эваз, -р). Гот.: «лошадь». Руна движения, изменений, прогресса. Помогает исправить ошибки, улучшить ситуацию, «сдвинуть с мёртвой точки». Лечит хронические заболевания, решает трудные вопросы, охраняет в путешествии, помогает осуществить мечту. Перевёрнутая руна означает возникновение препятствий, закрытие возможностей.
mannaz, mannaR (манназ, -р). Сканд.: «человек». Руна судьбы. Относится к личности человека, помогает ясно мыслить, дарует разум и хорошую память. Помогает наладить отношения с окружающими, но при условии, что вы будете скромны. Перевёрнутая руна указывает на несовершенства, недостатки, которые мешают хорошим отношениям с людьми.
laguz, laguR (лагуз, -р). Сканд.: «вода». Символ потока, того, что ведёт. Руна воды и магии. Поток, который несёт по жизни, учит действовать по интуиции, следовать своему внутреннему ритму. Это поможет достичь гармонии, спокойствия. Перевёрнутая руна предупреждает о перенапряжении: как физическом, так и моральном.
ingwaR, ingwaz, inguz (ингвар, ингуз). Гот.: «Ингви». Посвящена Ингви, или Фрейру, богу плодородия. Означает плодородие, оплодотворение, лечит бесплодие. Даёт силы для завершения дела, разрешения. Завершение здесь даже важнее, чем начинание, ведь сначала нужно закончить одно, и только потом уже начинать что-то другое. Придаёт уверенность. (Существует два варианта написания.)
dagaz, dagaR (дагаз, -р). Гот.: «день». Руна света. Символ сдвига, преобразования, перелома в жизни. Может предвещать большие достижения, процветание. Знак выхода из тьмы (ночи) и наступления дня.
oþila, oþala, oþal, oþilia (отила, отала, отал, одаль). Сканд.: «одаль» – усадьба, передающаяся по наследству. Руна наследства и разделения. Знак расходящихся путей, расставания, но расставания по собственной воле, без ущерба, даже с выгодой. Сочетание подчинения и твёрдости воли. Защищает собственность, сулит приобретения и выигрыши. Но у них есть своя цена: что-то нужно отдать взамен, с чем-то расстаться. Перевёрнутая руна призывает действовать не по условленным правилам, а по собственному усмотрению, но не жестоко. Требует подчинения судьбе, пассивности перед её волей, когда события происходят и вопросы разрешаются независимо от нас.

Все руны делятся на три атта (по восемь рун каждый) – «семьи», «семейства», каждое из которых посвящено одному из богов. Первые восемь рун посвящены Фрейе (по другой версии, её брату-близнецу Фрейру), вторые – Хеймдаллю (хранителю Мирового Древа), а последние восемь – Тюру.

@темы: Этника, Моё творчество, История

18:20 

Руны. Часть 4

Слишком строга.
О божественном происхождении и чудодейственной силе рун рассказывается в скандинавском эпосе и сагах. В «Речах Высокого», одной из песен «Старшей Эдды» говорится, что руны «создали боги,// и Один их вырезал». Но чтобы увидеть их, он «висел на ветру// девять долгих ночей,// пронзённый копьём,// посвящённый Одину,// в жертву себе же». Мотив сакральной смерти налицо, но это смерть – ради себя самого («в жертву себе же»), ради духовного перерождения, чтобы найти Истину в потустороннем мире и, отыскав, вернуться. Через призму Смерти и Вечности всё видится иначе, будь то упавшие на землю сухие ветки или прожилки листьев, куда стекла кровь (две версии толкования песни). За реальным скрывается магическое, и это, возможно, даже не более глубокий взгляд, а взгляд с другой стороны (игра слов – «по-ту-сторонний»). Умением видеть эту «другую сторону» и отличаются колдуны, шаманы. Именно для них открыто символическое значение рун, по-настоящему открыто, прочувствовано, прожито, а не просто услышано от мудреца (или прочитано в книге, как сейчас). Мало просто запомнить, «разложить по полочкам» в сознании. Это должно стать частью тебя самого, взглядом на жизнь. Вот почему
Рун не должен резать
Тот, кто в них не смыслит.
Это строки из песни древнескандинавского поэта, и им можно верить, потому что многие скальды были сведущи в рунической магии не меньше, чем жрецы. Ведь кому, как не поэту, знать скрытый смысл любого слова? Так, в «Саге об Эгиле» исландский скальд Эгиль с помощью рун исцеляет тяжело больную женщину. Оказалось, на её кровати неумелый врачеватель вырезал неверные, спутанные руны. Эгиль соскоблил их, вырезал новые руны на дощечке и положил больной под подушку, и она очень скоро выздоровела.
В эддических «Речах Сигрдривы» рунической магией владеет валькирия. Она рассказывает Сигурду о рунах «на все случаи жизни»: руны победы («вырежи их// на меча рукояти// и дважды пометь// именем Тюра»); повивальные руны, которые наносят на ладонь, чтобы «быть в помощь при родах»; целебные руны («для врачевания»), руны речи, чтобы выступить «на тинге таком,// где люди должны// творить правосудье»; руны мысли («если мудрейшим// хочешь ты стать»). Руны можно не только вырезать на различных предметах, но и выпить, соскоблив резьбу и смешав с медом.
Руны служили не только для помощи, но и для проклятия. В «Поездке Скирнира» посланец Фрейра сватает за него великаншу Герд, но та отказывает. Тогда Скирнир угрожает наслать на неё «чёрную похоть// и горе сугубое».
Подробнее всего о каждой руне повествуют «Речи Высокого»:

Заклинанья я знаю –
не знает никто их,
даже конунгов жёны;
помощь – такое
первому имя –
помогает в печалях,
в заботах и горестях.

Знаю второе, –
оно врачеванью
пользу приносит.

Знаю и третье, –
оно защитит
в битве с врагами,
клинки их туплю,
их мечи и дубины
в бою бесполезны…
Так описаны восемнадцать заклинаний – рун. Это кажется немного странным, ведь в Футарке, как мы уже знаем, 24 руны. Возможно, это прихоть безымянного автора песни – не раскрывать до конца все тайны непосвящённым слушателям. А возможно, это первоначальный рунический ряд – так считал немецкий оккультист и исследователь рун Гвидо фон Лист (1848–1919), основавший школу современной рунической магии. Он назвал эти руны «Арманен» – в честь Арманов, высших жрецов древних германцев. Арманические руны были очень популярны в Третьем Рейхе. Но настоящий Футарк от них отделяют около полутора тысяч лет.

@темы: История, Моё творчество, Этника

17:00 

Я нашла его!

Слишком строга.
Кого-кого... Текст "Фландрии в огне". На русском. Спасибо источнику: northernwind.ru/forum/index.php?showtopic=916. На немецком не искала, поскольку языка не знаю.

Смерть на коне как уголь черном.
Под непроглядным капюшоном,
Когда ландскнехты на бой маршируют,
В первых рядах она гарцует.

Фландрия в огне!
Смерть на коне!

Смерть на коне белее снега,
Прекрасном как херувимы с неба,
Когда кружатся хороводы,
Пляшет вместе со всем народом.

Смерть на коне красней чем пламя,
Словно залитое кровью знамя,
Когда пожаром твой дом полыхает,
Гордо среди огня выезжает...

Фландрия в огне!
Смерть на коне!

Смерть выбивает дробь барабана,
Сердцем почуешь её ты нежданно,
Бить она долго и громко может,
Бьёт она по натянутой коже.

Как она первую дробь выбивает,
Кровь тут же сердце твое покидает,
Как она выбьет вторую дробь,
Ляжет ландскнехт в холодный гроб.

Фландрия в огне!
Смерть на коне!

Третья дробь, тиха и неслышна,
Толко благославит всевышний,
Третья дробь тиха и тонка,
Словно баюкает мать ребёнка.

Фландрия в огне!
Смерть на коне!

Смерть скакать галопом может,
Может в танце кружиться тоже,
Бьёт она громче, бьёт она тише,
Мёртвых, мёртвых повсюду ищет !

Фландрия в огне!
Смерть на коне!

@темы: История, Музыка, Поэзия

14:46 

Руны. Часть 5

Слишком строга.
2.2. Младшие руны

А пока обратимся к эпохе викингов, начавшейся в VII–VIII вв. Тогда, параллельно со Старшими рунами начинают действовать другие, весьма с ними сходные. Это был уже 16-значный рунический ряд, родиной которого принято считать Данию, так как именно там найдены самые ранние памятники, выполненные новыми, или Младшими рунами. Ещё их называют Датскими.
Теперь все символы одинаковы по высоте, начертание некоторых изменилось (k, h, a, s, m). Некоторые вообще исчезли из алфавита (g, w, j, p, z, e, ng, d, o). Появилась руна R. Эти изменения связаны с изменениями в языке скандинавов (напомним, что Младшие руны использовались главным образом в письменности).
Чаще всего рунические надписи встречаются на памятных камнях, которыми увековечивали славу погибших воинов. Такие монументы устанавливали у дорог или мостов, а в христианское время – внутри церковной ограды, чтобы их могло увидеть как можно больше людей. К X в. сложилась формула мемориальной надписи: имя погибшего, оценка его доблести, сообщение о том, где и как он погиб, имена тех, кто заказал памятник, а часто и имя резчика. Если раньше надписи могли располагаться вертикально, горизонтально, по окружности камня, то теперь они наносились строго по вертикали, а позже – по изгибу сторон камня, по дуге.
В надписях на памятных камнях использовались, как правило, Датские руны. Но почти одновременно с ними получает распространение другая разновидность Младших рун – Рёкские (названы по имени одного из памятных камней в Швеции, IX в.). По ареалу распространения их называют ещё Шведско-норвежскими.
Их «ветви» максимально укорочены – настолько, насколько возможно для различения знаков. Отсюда третье название – Коротковетвистые. Их считают своего рода скорописью, выполнявшейся для повседневных нужд, на недолговечном материале. Это могли быть rúnakefli – гладко обструганные деревянные палочки, на которых руны вырезались (своеобразный аналог новгородских берестяных грамот). Такой обычай передачи сообщений сохранялся вплоть до XV в.

По мере того, как руническое письмо вытеснялось латинским, Младшие руны всё чаще применяются как магические знаки. Их вырезают на посуде: на дне тарелок, сосудов. В роли оберегов стали выступать не только охранительные формулы, но и отдельные рунические знаки.
Хотя в позднее средневековье руны и появились в книгах по чёрной магии в качестве колдовских символов, то есть фактически были объявлены вне закона, рунический ряд даже пытались приспособить под латинский алфавит.

В латинизированном виде рунический алфавит стали использовать как язык книг – это произошло около нач. XIII в., предположительно в монастыре в Сконе (Дания). До нас дошёл созданный там Codex Runicus (запись «Сконского права»). Вот одна из его страниц.

В XV в. появились рунические календари, о которых здесь уже упоминалось раньше. В них каждому знаку соответствовали дни недели, года и т.д. Существовали специальные дневные руны. Их было семь – для каждого дня недели.

@темы: Этника, Моё творчество, История

09:28 

Просто так...

Слишком строга.
А сегодня день рождения Джойса! Троекратное ура!

@темы: Книги, История

13:21 

Руны. Часть 6

Слишком строга.
Магическое значение Младших рун мы рассмотрим на Датском руническом ряде.
Fe (Фе). «Богатство, собственность, скот». Руна энергии мира и личности. Эта сила должна постоянно находиться в обращении (как деньги, богатство), чтобы принести пользу. Это огонь самой жизни, движение, лежащее в основе всех перемен во вселенной. Это сила, текущая под поверхностью земли («путь змеи»). Такую руну применяют для привлечения богатства. Также она служит источником жизненной энергии, усиливает и направляет действие других рун. В гадании указывает на то, что речь идёт о богатстве или новых начинаниях. «Обратная сторона» – алчность. Если энергия Фе не отдаётся и не принимается свободно, щедро, она может погубить человека.
Ur (Ур). «Моросящий дождь», «железная окалина». В Старших рунах uruz означает тура или зубра, но примерно в IX в. изменяет своё значение, вобрав в себя смысл знаков wunjo (W) и oþala (O). Руна жизненной (органической) силы, очищения и исцеления. Знак несокрушимой воли, упорного следования внутренним целям, служащим во благо людям. Добрая воля, борьба за свободу и независимость. Перевёрнутая руна, наоборот, говорит о слабости, одержимости и зависимости от других.
Thurs, þurs (Турс). «Великан». Это сила природы, негативно реагирующая на сознание, мировая сила противостояния (как великаны были исконными врагами богов). Но такую силу можно укротить и сделать грозным оружием агрессивной защиты. Это аналог Молота Тора, всегда достигающего своей цели. Часто означает конфликт с внешними силами; кризис, который ускорит перемены.
Ass, oss (Асс). «Ас, бог». Это руна Одина, воплощение древнего божественного суверенного сознания в человечестве. Знак мудрости, поэтического вдохновения, экстаза. Однако интуиция и вдохновение сочетаются с интеллектом и рациональностью, с любознательностью. Перевёрнутая руна означает заблуждение, непонимание.
Reid, reidh (Рейд). «Путешествие (верхом)», «верховая езда». Руна жизненного путешествия, цикличного и ритмичного движения. Может означать и «колесницу». Такое путешествие – дорога к силе, трудная для тела, на котором душа «едет верхом». Сила Рейд помогает искать совет свыше, решать рационально многие вопросы (вплоть до юридических). Требует, чтобы жизненное путешествие вело человека к справедливости и порядку. Перевёрнутое положение руны указывает на несправедливость, нерациональность, приближение трудностей.
Kaun (Каун). «Рана, язва». Это сила, расщепляющая вещи на составные части с тем, чтобы лучше понять их («анализ» – буквально «разделение»). Если её не контролировать – несёт разрушение. Она как огонь, который при умелом использовании согревает дом, даёт пищу, помогает в ремёслах, а при неумелом превращается в пожар (кстати, вспомним, что значение этого символа в Старших рунах – «факел»). Каун перенял также значение руны gebo (G) и стал символом щедрости и гостеприимства, продолжения рода и созревания. Толкование перевёрнутой руны: болезнь, вырождение, увядание. Но иногда вырождение необходимо, чтобы начать созидание заново.
Hagl, hagall (Хагль, хагаль). «Град». Град – это всегда опасность, поэтому Хагаль может означать несчастье. Но это ещё и ледяное зерно, космическое семя в начале всех вещей. Это семя знания. С другой стороны – оружие защиты. Указывает на изменения: благоприятные, если в своих действиях следовать высшим принципам, или неблагоприятные (например, кризис или травма).
Naud, naudh (Науд). «Нужда». В этой руне отражено мировое сопротивление и противодействие: в природе ли, в обществе ли, в психике и т.д. Причина его может быть внешней, но способ его использования всегда подвластен человеку. Важно лишь принять самостоятельное, «оригинальное» решение, и тогда можно преодолеть нужду, печаль, выбрать жизненный путь и найти вдохновение. Всё зависит от вашей силы воли. При прорицании указывает на трения, разногласия.
Iss (Исс). «Лёд». В древнегерманской космогонии мир был окружён двумя безднами: Мусспельхейм рождал огонь, а Нифльхейм – лёд. Эти две стихии уравновешивали друг друга. Лёд вбирает в себя все вещи, удерживает их холодными и застывшими, сохраняет («замораживает») их равновесие, противопоставляя себя хаотическому движению огня. Но такое сдерживание, конечно, может быть и положительным, и вредоносным. Исс – это средство концентрации воли, концентрации на собственном «Я», сосредоточения на определённой цели. Но его действие может обернуться разрушением и привести к слабоумию или совершенному эгоизму, словом – к застою.
Ar (Ар). «Урожай». Эта руна произошла от jera в Старшем Футарке и переняла её значение: вознаграждение, успех, благосостояние. Но от значения «год» развивается новое толкование: вечный круговорот, вечное возвращение к истокам согласно природным циклам. Это ведёт к гармонии и миру (так же, как и благосостояние). Гармония и сама по себе достаточное вознаграждение. У перевёрнутой руны противоположное значение: бедность и конфликт.
Sol (Соль). «Солнце». Солнце несёт с собой жизнь, кормит всё живое. Скандинавы наделяли его женскими чертами : мягкостью и в то же время способностью поддержать, стать путеводной звездой. Соль – один из самых благоприятных знаков, охраняющий, помогающий преодолеть все препятствия. Но взамен он требует верности своим целям. Тех целей, которым вы не следуете твёрдо, вы и не достигнете.
Tyr (Тюр).В толковании Старших рун уже говорилось, что Тюр – один из асов, бог войны. Также это бог справедливости и самопожертвования. Из «Эдды» мы знаем, что, когда боги боролись с чудовищным волком Фенриром, Тюр положил ему в пасть руку в залог того, что волку не причинят вреда. И как только Фенрира стали связывать, он откусил Тюру кисть. Поэтому руна Т объединяет противоположные начала: победу и жертву. Это символ преданности и верности, сила справедливости. Перевёрнутая говорит об обратном.
Bjarka, bjarkan (Бьяркан). «Берёза», «берёзовый прут». Как уже известно, название руны относится не столько к самому дереву, сколько к богине-берёзе Фрейе. Управляет жизненным циклом (рождение–жизнь–смерть–возрождение). Также руна вобрала в себя значение perþ – скрытого знания, посвящения. Её используют для защиты, в качестве укрытия, где может происходить созидание. Бьяркан – знак начинаний и естественных преобразований. В перевёрнутом положении – замедление роста, неспособность к постижению.
Madhr, madr (Мадр). «Человек», «человечество». Собирательное значение было присуще и древнейшей руне – mannaz. Это знак тайны человечества, единственного рода существ, наделённых даром духовности и сознания, подобно богам. Но в отличие от богов, люди смертны, и в этом есть своё преимущество: смертность даёт способность изменяться, совершенствоваться, быть в движении. Мадр означает познание, мудрость, призывает к тщательной оценке своей жизненной позиции. Перевёрнутая руна предупреждает о самообмане.
Lugr, logr (Лёгр). «Вода». Это река жизни и пути, ведущие к ней и от неё. Человек приходит в жизнь с водой, уходит из неё через воду и по воде же совершает путь к источнику новой жизни – Вальгалле. Лёгр даёт жизненные силы, наделяет интуицией, указывает на испытания, но и, как поток, переносит через них. Перевёрнутая руна означает, что силы на исходе.
Yr (Ир). «Тис», «тростник». По переводу понятно, что руна вобрала значения eihvaz и algiz. Тис – вечное дерево, так как живёт более двух тысяч лет; но это и дерево смерти, ведь его хвоя и ягоды ядовиты. Тис связывает жизнь и смерть, это аналог Мирового древа – стержень, соединяющий две стороны мироздания. Это сильная защита (также одна из функций algiz), но и смертельная опасность, знак жизненной силы и в то же время неумолимая сила смерти. Это два лица Вечности. Знак завершения, после которого приходит просветление. Оно-то и является главной защитой. Перевёрнутая руна указывает на плохой исход дел, неблагоприятное завершение.

Младшие руны гораздо более «экономны», чем Старшие. И не только с точки зрения письменности, но и с точки зрения магии: часто одна Младшая руна объединяет значения нескольких Старших. Возможно потому, что люди стали мыслить более абстрактно, привыкли к обобщениям. Но одна черта осталась неизменной – двойственность. Она заключается уже в двоякой функции рун. В гадании у каждой руны две позиции: прямая и перевёрнутая. И значение каждой позиции часто тоже палка о двух концах. Руны двулики, и каждый видит в них то, что может увидеть. Для равновесия нужны две чаши весов, а не одна. Это закон бытия – вечное взаимодействие, вечное сравнение, вечная смена одного другим. В философии это назовут диалектикой, но создатели рун не слышали о такой науке, как философия, и то, что знали о законах мироздания, выразили в угловатых значках, похожих на ветки ясеня.

@темы: Этника, Моё творчество, История

15:30 

Руны. Часть 7

Слишком строга.
2.3. Англосаксонские руны
Футарк дал ещё одну ветвь – на Британских островах. Англосаксонские, или (Нортумбрийские) руны употреблялись в Англии в VII–X вв. Англосаксонский рунический ряд назывался Fuþork (Футорк) и отличался от родственных Младших рун не только начертаниями знаков, но и их количеством. Если в Скандинавии была тенденция к сокращению числа рун, то в Англии, наоборот, к пополнению. Уже в памятниках рубежа VII–VIII вв. Нортумбрийский рунический алфавит состоял из 28 знаков, позднее их число возросло до 33. Все они перечислены в рукописи древнеанглийской «Песни о рунах» (IX в.).
Сохранилось всего несколько десятков памятников англосаксонской рунической письменности. Древнейшие из них восходят к сер.VII в. Это, как правило, очень короткие надписи, например – на монетах, где содержатся лишь имена. Самая значительная надпись окаймляет сцены древне-германских, римских и библейских сказаний, вырезанные на так называемом Ларце Фрэнкса (VII в.). Более поздний памятник – стихотворение религиозного содержания, высеченное на Рутуэльском каменном кресте (Шотландия, VIII–IX вв.).
Судьба англосаксонских рун такова же, как у скандинавских: с распространением христианства их вытеснила латиница. Правда, с первыми это произошло значительно раньше и быстрее, чем со вторыми.



2.4. Современный Футарк
Скандинавским рунам было уготовано более сложное будущее. Утратив функцию алфавита, они переживают второе рождение в качестве магического инструмента. Отцом современной рунической магии считается немецкий оккультист Гвидо фон Лист (о нём уже упоминалось в главе о Старших рунах). Он создал самый «молодой» на сегодняшний момент вариант Младших рун – Арманический. Учение Арманен было тесно связано с расистскими теориями нацистской Германии (достаточно вспомнить эмблему СС – две руны sol, символ власти и силы).
Теории Листа о магии рунических заклятий развивал Фридрих Мэрби (1882–1966), основатель «Лиги исследователей рун». Он был уверен, что руны – это язык древней цивилизации, погибшей в волнах Атлантического океана около 12 тысяч лет тому назад.
В 1920-ые гг. была выдвинута теория числовой значимости рун. Её автор Сигурд Агрелль считал, что каждой руне Футарка соответствует определённое число (порядковый номер), при этом руна F, как символ завершения, ставилась в алфавите последней. Так руническую магию связали с магией чисел и изменили порядок рун (его стали называть Утарк). Его придерживаются многие современные исследователи рунической магии.
Сейчас руны чаще всего используются в гадании. Как правило, руны наносятся на камни, но гадатели пользуются рунами из дерева, кости и даже из солёного теста. Их складывают в специальный мешочек, который нужно постоянно носить с собой. Доставать руны можно только в момент гадания. Существует огромное количество раскладов: на одну руну (да/нет), на три (прошлое/настоящее/будущее), на четыре, пять, семь или девять (т.н. «Мировое древо»), на 12 или 24 («Раскладывание по полотну»). Учитывается значение каждой отдельно взятой руны. Оно во многом зависит от её позиции: прямое, перевёрнутое (отсутствие) или зеркальное (отказ) значение.
Для гадания берут набор из 24 или 25 рун. Двадцать пятую добавил Ральф Блюм. Это Вирд – руна Одина и руна Судьбы. Ничто не предопределено, судьба изменяется вместе с человеком и находится полностью в руках высших сил. Поэтому руна представляет собой просто пустую дощечку.
Казалось бы, абсурд – гадать, определять будущее для того, чтобы лишний раз убедиться: ничто не предопределено. Но и тут руны верны себе: вечная двойственность.

@темы: Этника, Моё творчество, История

15:59 

Заядлым картёжникам посвящается...

Слишком строга.
21.03.2012 в 10:46
Пишет Diary best:


Пишет kurufin_the_crafty:

Как звали пиковую даму
...А звали ее красиво и достойно - Паллада. Полезно иногда читать французскую википедию. :-)))

Традиционные французские имена карт:
Alexandre - Александр
Само собой - в честь Александра Македонского
Argine - Аржина
Предположительно - анаграмма лат. regina, "царица, королева"
Lancelot - Ланселот
Комментарии излишни.
:-)))

Cesar - Цезарь
Rachel - Рахиль
Hector - Гектор
David - Давид
Царь Давид, конечно же.

Pallas - Паллада

Hogier - Ожье
Привет Ожье Датчанину, славному соратнику Карла Великого. Боюсь, ему здесь скучно без Роланда и Оливье
Charles - Карл
В честь Карла Великого, а может быть, и сумасшедшего Карла VI, которого этими картами и увеселяли

Judith - Юдифь
Еще один библейский персонаж - в пару к Рахили

Lahire - Ла Гир
Он же - Этьен де Виньоль, французский полководец по прозвищу Ла Гир (кто в детстве читал "Жанну д`Арк" Марка Твена, тот наверняка его вспомнит). Прославился в веках скромной молитвой: "Господи, соверши для Ла Гира то, что Ты хотел бы, чтобы Ла Гир совершил для Тебя, если бы Ты был Ла Гиром, а Ла Гир Господом"


Ну и на закуску - карты времен Французской революции. Идеологически выдержанные: вместо королей - гении, вместо дам - свободы, вместо валетов - равенства.
Никак не могу понять: куда же подевались братства?...
читать дальше


URL записи

Подборка | Не Бест? Пришли лучше!



URL записи

@темы: Чужие интересности, Фотки/картинки, История

15:13 

Слишком строга.
14.11.2012 в 12:53
Пишет Diary best:

Пишет Яринка*:

Матчасть
Секс в Древнем Египте был открытым, и считался вполне естественным. Он был неотъемлемой важной частью жизни - от рождения до смерти и перерождения. Одинокие и семейные пары - все занимались любовью. Даже боги были достаточно "земными" и тоже совокуплялись. Египтяне также верили в секс в загробной жизни. Секс вовсе не был табу... Египетские религиозные тексты были переполнены рассказами о прелюбодеянии, инцесте, гомосексуализме и мастурбации... даже с намеками на некрофилию! Мужественность и женственность были прочно связаны со способностью зачать и выносить ребенка...

читать дальше

URL записи

Не свое | Не Бест? Пришли лучше!



URL записи

@темы: Этника, Чужие интересности, История

10:40 

Может, есть смысл научиться готовить?..

Слишком строга.
17.07.2013 в 09:12
Пишет Diary best:

Пишет Dara-Valevski:

Рецепты средневековой кухни.

Несколько рецептов скормила благоверному. Гарантировано съедобно.

рискнуть

А вот ЗДЕСЬ тонны рецептов средневековой кухни.

URL записи

Не свое | Не Бест? Пришли лучше!



URL записи

@темы: Чужие интересности, История

10:52 

Древневавилонское заклинание, отрывок

Слишком строга.
Скорбь, как воды речные, устремляется долу,
Как трава полевая, вырастает тоска,
Посреди океана, на широком просторе,
Скорбь, подобно одежде, покрывает живых;
Прогоняет китов в глубину океана,
В ней пылает огонь, поражающий рыб;
В небесах её сеть высоко распростёрта,
Птиц небесных она угоняет, как вихрь,
Ухватила газелей за рога и за уши
И козлов на горах взяла за руно,
У быков на равнине пригнула выи,
Четвероногих Шаккана убила в степи;
Над больным человеком в его собственном доме
Протянула она неуклонную сеть.

(Шаккан - бог-покровитель степных животных)

По-видимому, аккадского происхождения, но есть копия на шумерском языке.

По изданию: Я открою тебе сокровенное слово : Литература Вавилонии и Ассирии / сост. В. К. Афанасьевой и И. М. Дьяконова. — Москва: Художественная литература, 1981. — 351 с.

@темы: История, Книги, Поэзия, Этника

15:30 

Плач-заклинание

Слишком строга.
Для чего, словно барка на реке, ты простерта,
Твои [........] сломали, унесли твои [..........]
И черны твои щеки, перешедшая Тигр?
«Как не быть мне простертой, с унесенными [.....]?
В день, как плод понесла я, до веселья ли было,
До веселья ли мне, до веселья ли другу?
В день, когда я болела, мои щеки погасли,
В день, когда я рожала, мои очи запали,
Обнажился мой грех, и звала я Белили:
«Ты, о матерь родильниц, помоги мне в позоре!»
Услыхала Белили и ко мне обратилась
Так: «О ты, для чего же ты меня призываешь?
[..............] подает он свой голос,
[..............] позову мое чадо,
[..............] на вечные годы,
И сойдут мои ноги в страну причитаний».
И идет она к Тигру, и заводит свой плач:
«В миновавшие дни с моим милым была я,
С тем тогда я жила, кто был моим другом».
Нынче ж смерть в моей спальне, застонала я стоном:
"Прочь из моего дома увели, увели меня,
Прочь от моего друга отвели, отвели меня,
И стоят мои ноги в Стране без Возврата».

Всё оттуда же: Я открою тебе сокровенное слово : Литература Вавилонии и Ассирии / сост. В. К. Афанасьевой и И. М. Дьяконова. — Москва: Художественная литература, 1981. — 351 с.

@темы: Этника, Поэзия, Книги, История

10:38 

Слишком строга.
16.02.2015 в 11:45
Пишет Нари:

Всемирная история штанов
15.02.2015 в 22:18
Пишет Шано:

15.02.2015 в 21:52
Пишет Arvenever:

Всемирная история штанов


Штаны давно не являются символом мужественности: скоро сто лет как женщины отвоевали себе право носить сшитую между ног одежду. Но до сих пор в некоторых регионах принято ругать дам, посягнувших на эту святыню, — дескать, приличным девушкам должно быть стыдно.

Хотя, казалось бы, почему стыдно? Наоборот, в плане защиты девичьей чести штаны, как мы с тобой знаем, дадут сто очков вперед любому платью. Их не поднимет порыв ветра, они не подведут упавшую хозяйку неприличным задиранием, да и добраться до женского тела, облаченного в эту броню, куда затруднительнее. А обтягивающие джинсы так и вообще можно снять, только действуя с их обладательницей сообща, в четыре руки (к тому же не факт, что штаны капитулируют).

А все дело в том, что когда-то штаны было неприлично носить даже мужчинам. В нашей, так сказать, европейской культуре они сразу появились как постыдный предмет туалета — безбожный, нечестивый и порочный. И оставались такими вплоть до наших дней. Конечно, не все, а только некоторые виды.

читать дальше


URL записи

URL записи

URL записи

@темы: Исторический костюм, История, Чужие интересности

11:19 

занимательная весчь

Слишком строга.
Мишель Пастуро
Охота на кабана. Как королевская дичь стала нечистым животным: история переоценки

В древнем мире греки и римляне, германцы и кельты придавали охоте на кабана особое значение. В раннем Средневековье и даже после 1000 года ситуация не изменилась: охота на кабана продолжала оставаться вмененным королевским и дворянским ритуалом, а столкновение с кабаном в поединке - подвигом. Однако начиная с XII века в княжеской среде эта охота становится менее популярной. На рубеже Средневековья и Нового времени пренебрежение к ней, по видимости, только усиливается. Каковы причины этого? Животное потеряло былой престиж? Появились новые охотничьи практики? Изменились функции и цели охоты? Наконец, спад интереса к этой охоте произошел во всем христианском мире или только во Франции и в Англии? На самом деле о снижении интереса в первую очередь свидетельствуют охотничьи трактаты, составленные как раз в этих странах. Однако впоследствии, с конца XIV века, в значительной части Западной Европы, насколько можно судить по приходно-расходным книгам, различным повествованиям, литературным текстам и иконографии, происходит тот же процесс.
Если рассматривать кабана изолированно, то ответить на поставленные вопросы будет нелегко. Можно, конечно, изучить эволюцию символического дискурса об этом животном по бестиариям и энциклопедиям, сборникам экземпла[2], книгам о псовой охоте, литературным текстам и всевозможным изображениям. Но и тогда историк своей цели не вполне достигнет. То, что кабан в христианском бестиарии утратил былой престиж, не вызывает сомнений, однако это объясняет далеко не все. Зато, если исследователь поместит это животное в контекст более широкой проблематики, одновременно затрагивающей отношение церкви к охоте и функции королевской и княжеской псовой охоты на Западе между меровингской эпохой и XIV веком, он лучше поймет причины и различные аспекты его соотносительной переоценки. Охота на кабана раскроет нам все свои смыслы только при сопоставлении с двумя другими охотами - на медведя и, особенно, на оленя.

читать дальше

Вот отсюда:
www.intelros.ru/readroom/nz/nz-72/7320-oxota-na...

Тотемы, символика, архаика, м-м-м...

@темы: Природа, Книги, История

10:54 

Слишком строга.
Продолжаю слушать средневековую музыку - на сей раз в исполнении немецкой группы Die Irrlichter. Напала на такие вот чудные колядки. Не ко времени, конечно, но с христианскими праздниками они, несмотря на текст, у меня вообще не ассоциируются. Да как и многое наше, честно говоря. Ну прелесть же!

youtu.be/QBybMIpeI3A

@темы: Этника, Музыка, История

09:46 

Что такое сальтарелла?

Слишком строга.
Или сальтарелло.
Это средневековый танец. Название происходит от итальянского saltare - прыгать. Само собой, хореография основана на прыжках - в хороводе или в парах. Существовал в народном варианте - с XII века и в придворном, как бальный танец - с XVI.
Звучала, если верить реконструкции, примерно так:

читать дальше

А теперь сам танец - в парном исполнении (литовцы на фестивале в Дании, насколько я поняла):


@темы: Музыка, История

15:09 

Всё, не могу, я заразилась этой музыкой!

Слишком строга.
Безумие, как известно, бывает заразно. А именно так переводится название этого танца - фолИя. Знакомая дала послушать и посмотреть в разных интерпретациях. И понеслось. Теперь хочу сохранить их все на своей странице.
читать дальше

@темы: Музыка, История

мой дневник

главная