• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
10:27 

Слишком строга.
***

Я дикая язычница,
И косы мои сыплются,
Волной медовой падают
Средь стриженых голов.
Ресницы не чернила я,
И босиком ходила я,
Когда кругом досадуют
На цокот каблуков.

Я всё ещё язычница,
Хотя вокруг не сыщется
Ни рощи, ни нагория
Для гаснущих кострищ.
Я идолопоклонница,
Хотя к закату клонится
Нестройная история
Забытых пепелищ.

Меня ещё баюкают,
У изголовия снуют
Ветра холодной осени,
Весенние ветра.
У ног в рассвете плещутся,
Со мною волны шепчутся,
Я умываюсь росами
У жаркого костра.

Мои мониста - звёздами,
Моя тесьма - бороздами
По Млечному пути для птиц
Дорожкою легли.
За ними улетала бы,
Но скоро заплутала бы
На тёмном небе без зарниц
Далёко от земли.

И я живу отшельницей,
Пока уголья теплятся,
Пока не холодеет пыль
Вокруг моих костров,
Пока вода и деревце
Со мною чем-то делятся,
Покуда песню не забыл
Последний из ветров.

(5 сентября 2007 г.)

@темы: Поэзия, Моё творчество

12:41 

Д. Кедрин. Сердце

Слишком строга.
а это стихотворение я прочитала давным-давно в какой-то школьной хрестоматии, и оно одно из немногих, которые я помню наизусть (уж так память устроена)

СЕРДЦЕ

Бродячий сюжет

Дивчину пытает казак у плетня:
"Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!"
Дивчина в ответ, заплетая косу:
"Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет.
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь - и тебя полюблю!"
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь:
Он сердце ее на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: "Не ушибся, сынок?"

1935

Дмитрий Кедрин. Стихотворения. Поэмы.
Москва: "Московский Рабочий", 1982.

@темы: Поэзия

15:40 

Слишком строга.
вот противоречие: порядок наводить люблю, но для полного счастья мне нужно немножко мусора и маленький завал на столе. Бумажки разбросать на пару-тройку открытых книг, поставить пустую чашку, рядом клубок с недовязанной салфеткой, сверху каталог "Oriflame" и коробочка от модема. И всё это запуталось в зарядке от ноута... А вот, собственно, он сам - скоро зарядится, но я совсем про него забыла. И кидаться чем-нибудь в форточку. И закусывать чипсами. Или сухариками. А то неуютно как-то. Как в офисе. ("офис" становится ругательным словом) Надоел космос, хочу хаоса. Видимо, я существо хтоническое и неорганизованное.

@темы: Моя рутина

17:10 

Слишком строга.
Бывают дни, когда реально хочется застрелиться - и вот один из них. На голову сваливается всё, что только можно: работа, домашние неприятности, погода, разные болячки... И сейчас вместо того, чтобы выкапываться из-под завала, залезла в интернет. Чтобы сделать глубокий вдох и замереть (дышите-не дышите-не дышите-не дышите-выносите). Всё равно голова не работает - так зачем ей кислород?:hang:

@темы: Моя рутина

11:07 

Слишком строга.
24.10.2011 в 10:52
Пишет Diary best:


Пишет undel:

Если видишь на странице
Автор: Undel
Если видишь на странице
исполняется на мотив "Если видишь на картине"

Если видишь на странице
Всюду гневные посты,
И какие-то девицы
Рвут друг друга в лоскуты,
Если ссылки, вопли, ругань,
Все бегут как на пожар,
Это значит на странице
Настоящий читать дальше

Если видишь на странице
Бесконечное нытье,
Что кругом одни тупицы,
Про работу, про жилье,
В общем, то же что обычно,
То, что было там давно,
Значит это не страница,
А читать дальше

Если видишь - на странице
Выдающийся урод,
И на этого урода
Дружно фапает народ,
Вот он в кадре, вот он в блоге,
Вот в постели, вот с котом,
Уноси оттуда ноги -
Ты попал в читать дальше

читать дальше

URL записи

Свое | Не Бест? Пришли лучше!



URL записи

@темы: Чужие интересности, Поэзия

10:35 

Моб от Освита

Слишком строга.
Итак, мне досталась буква Г:
1. Город Горький, Где я родилась!
2. Голубой - один из моих любимых цветов.
3. Голос - которого, как выяснили учителя музыкальной школы, у меня нет.
4. Гитара, на которой хочу научиться играть.
5. Голуби - у них всегда стоянка на моём подоконнике.
6. Графика - люблю рисовать.
7. Гламур - терпеть не могу.
8. Грамматика - столько лет её изучала, и русскую, и английскую)))
9. Гроза, особенно когда только собирается, и слышно Гром, и ветер кружит листья, и небо темнеет, но дождя ещё нет.
10. Горький чай, всегда без сахара)))

@темы: Тесты и флэшмобы

15:36 

Боккаччо со товарищи

Слишком строга.
Вчера нашла поэму Боккаччо "Фьезоланские нимфы", вот отрывки. В общем, главный герой - Африко - влюбился в нимфу Мензолу, одну из спутниц богини Дианы. Он переоделся девушкой и смешался с толпой нимф, а потом, во время купания, овладел Мензолой. Эх, тряхнуть что ли стариной...

CCXLII

А Африко в объятьях, торжествуя,
Сжал Мензолу, рыдавшую без сил,
В воде - и, девичье лицо целуя,
Слова такие милой говорил:
"Ты - жизнь, ты - нега, коль тебя возьму я,
Не отвращался: мне тебя вручил,
Душа души моей, обет Венеры,
Не плачь хоть для богини, ради веры!"

CCXLIII

Но Мензола речей его не слышит,
И борется всей силою своей,
И крепкий стан туда-сюда колышет,
Чтоб из объятий вырваться скорей
Того, кто на нее обидой дышит;
По лику - слезы градом из очей.
Но он ее держал рукой железной -
И оборона стала бесполезной.

CCXLIV

В той их борьбе задумчиво дремавший
До той поры - отважно вдруг восстал
И, гордо гребень пышный свой поднявши,
У входа в исступленье застучал.
Бил головой, все дальше проникавшей,
Так, что вовнутрь вошел, не отдыхал,
Ломился с превеликим воплем, воем
И словно бы с кровопролитным боем.

CCXLV

Мессер Мадзоне взял Монтефикалли {36}
И в замок победителем вступил -
И вот его с восторгом тут встречали,
Кто гнал сейчас из всех последних сил.
Но после столь решительных баталий
Он буйну голову к земле склонил,
От жалости глубокой прослезился,
Из замка кротким агнцем удалился.

Интересна метафора, развернутая в строфах CCXLIV-CCXLV: соитие изображается как взятие крепости. Образ выстраивается вокруг понятия "проникновение", создаваемого лексемами: поднявши, восстал, вовнутрь вошёл и т.д. (приводятся конкретные словоформы), которые могут быть поняты как в прямом, так и в переносном, эвфемистичном значении. "Кровопролитный бой" также может декодироваться двояко. Подобный образный ряд можно наблюдать и в "Декамероне" (Пролог к д. VI): "Этот человек... желает ни более ни менее, как убедить меня, что мессер Таран (Мадза) вошел в Черногоры (Монтенеро) силой и с кровопролитием, а я говорю, что это неправда, напротив, он вошел мирно и к великому удовольствию жителей" (пер. А. Н. Веселовского).
Обратим внимание на субъект: в первой из этих строф отсутствует прямая номинация, указаны лишь атрибуты и предикаты: дремавший, глава, пышный гребень, восстал (см. предыдущие примеры). В следующей строфе средством номинации субъекта служит перифраз: Мессер Мадзоне. Имя образовано от итал. "mazza" - палка, кувалда, таран. В приведённой цитате из "Декамерона" эта внутренняя форма обыграна переводчиком. В данном же произведении переводчик, вероятно, не видел необходимости раскрывать внутреннюю форму имени собственного, поскольку количество лексем, указывающих на референт [описываемую реалию], достаточно для декодирования метафоры.
Следует отметить также, что любовь и половые отношения отождествляются с войной, военными действиями; эти понятия пересекаются и в сонетах Пьетро Аретино:
Ах, душа моя! В этом славном деле
Я готов использовать кроме пушки,
Также мощные ядра моей игрушки.

Фаллическим символом можно считать и копьё/дрот и стрелу, упоминаемые равно у обих поэтов:
ССХХ

И все еще ловчились тут немало -
То лук звенит, то прожужжит копье.
Вот Мензола копье рукою сжала -
Всех ближе в цель попало острие.
Тому дивится Африко немало;
Взял тотчас лук - и где копье ее,
В то место и его стрела вонзилась
И к цели ближе всех с ним очутилась. (Боккаччо)

Вы правы, моя госпожа! Тот воин,
Что ребячьим дротиком в чрево метит,
Ледяной лишь клизмы, подлец, достоин. (Аретино, 3й из "Похотливых сонетов")

Таким образом, наблюдаем логический ряд: война - оружие - пушка и ядра - копьё - дрот - палка.
У Аретино наблюдаем также отождествление полового органа с жезлом, что указывает на пересечение концепта [представления о] данной реалии с концептом власти и ценности:
Всех сокровищ мира желанней грозный
Этот жезл, достойный самой царицы;
Драгоценность всякая им затмится;
Он дороже жилы золотоносной.
(там же)
Данное описание указывает на специфику картины мира эпохи Возрождения, где, по образцу античной культуры, понятие полового акта приобретает позитивную оценку, причём это относится как к гетеросексуальным, так и к гомосексуальным отношениям. На последние указывает цитата:

CCXXVII

Как мы сказали, Мензолу пленило
Все в Африко" глубоко, торжество
В стрельбе искусной, пламенная сила
Сближения и речь - нежней всего,
Как жизнь, она его уже любила,
Без нагляденья глядя на него.
Но никому и в мысль не западало,
Чтоб их любовь запретная сжигала.

CCXXVIII

Она чистосердечно полагала,
Что это нимфа из соседних гор.
Мужчину не напоминал нимало
Ни бледный лик его, ни томный взор.
Узнай лишь то она, чего не знала,
Любезной не была б, как до сих пор
И как с другими,- предала б отмщеныо,
Бесчестью, истязанью, поношенью.

Женственность в мужчине не становится объектом насмешки (в отличие от "Старшей Эдды", например, где в "Песни о Трюме" Тор переодевается невестой):

ССХ

Пошел к вчерашнему он месту, вынул
Поспешно платье матери своей;
И там с себя свои одежды скинул,
В него переоделся поскорей;
Подпоясаться стеблем не преминул,
Чтоб двигаться свободней и ловчей.
Ему Венера, верно, помогала
В убранстве: так оно ему пристало!

ССХI

А спутанные волосы спадали
Не слишком величавою волной,
Но нитью золотой вдруг отливали
И, русые, пленяли красотой.
Но хоть еще недавние печали
На бледном лике след являли свой,
Однако оттого-то поневоле
Он женственным еще казался боле.

CCXII

Преображенный с ловкостью такою,
Он с правой стороны колчан надел,
Взял в руки лук с легчайшею стрелою
И на себя немного поглядел.
Себе он показался не собою:
Он не мужчиной - женщиной смотрел.
Со стороны на эту бы картину
Кто глянул - не признал бы за мужчину.

Подобную идею развивает и Аретино:

Пусть меня обзовут дураком – за дело:
Хоть и вся в моей, госпожа, Вы власти,
А мой уд – в Вашем лоне, но бурей страсти
Его сносит к попочке то и дело.

Пусть мой род терзают одни напасти –
Не желаю знать я водораздела:
Проникаю сзади я до предела,
Увлеченный свойствами этой пасти.

Ж: Что угодно делай. Вино и воду
Нам не спутать, но жажду и то и эта
Утоляют. Важно ль, с какого входа

Ты вошел – я похотью разогрета.
И все уды, что родила природа,
Не зальют во мне пожарище это –

Даже уды ослов и быков! И к тому ж порода
Ваша нынче склонна вот к таким уклонам;
Коль была б мужчиной, я бы тоже не тянулась к лонам.
(8й сонет)

@темы: Типа рецензии, Поэзия, Книги

14:58 

я, любимая)

Слишком строга.
пофоткалась на Хэллоуин)

@темы: Фотки/картинки, Моя рутина

15:00 

и ещё:

Слишком строга.
15:02 

и ещё)))

Слишком строга.
16:49 

Весельем надо делиться!

Слишком строга.
Изучала списки литературы по праву и наткнулась на занятные заголовки:

Государство и академия. Синтез (сложение) авторитетных суждений добросовестного меньшинства с мнениями моральных сил доблестного большинства.

Архив государственной мудрости или злачное место, где же государственные раки зимуют.

О подразумеваемом смысле нашей монархии.

и совсем крамольное:
Западня: новые технологии борьбы с российской государственностью.

@темы: Моя рутина

18:26 

Откуда есть пошли...

Слишком строга.
Нашла такую интересную вещь: многие народы давали себе название по имени своего тотемного животного. То есть, грубо говоря, были народы- "волки", "олени", "обезьяны" и т.д.
самоназвание якутов - САХА - от иранского САКА - олень (отсюда же и кочевники-САКИ)
греческое племя ПЕЛАСГИ - АИСТЫ по-гречески
ДАКИ -по-фракийски ВОЛКИ
ГИРКАНЦЫ - тоже ВОЛКИ (греко-латинское название)
славянские племена ЛЮТИЧИ и ВИЛЬЦЫ - опять же ВОЛКИ (одно из его названий-эпитетов ЛЮТЫЙ)
ХАНТЫ - МЕДВЕДИ (контио - на их языке)
ЮГРА - УГРИ
коми-ЗЫРЯНЕ - от СИР -ЩУКА
а РУСЫ - ни за что не догадаетесь - УРСЫ - то есть МЕДВЕДИ. Такой вот национальный символ...
(по книге А. Леонтьева, М. Леонтьевой "Истоки медвежьей Руси")

@темы: Этника, История

13:09 

Ностальгия

Слишком строга.
Скачала все альбомы "Зимовья зверей", слушаю и вспоминаю, как в 9 классе подруга принесла мне переписанную, затертую, занюханную кассету с их песнями... Вот это было удовольствие, хоть магнитофон иногда и заедал. Подумаешь, mp3, DVD, depositfiles... Вот тогда был кайф. Реально кайф. Тогда ещё ждала чего-то от радио, ловила волны, прикручивала проволочку к антенне... Тогда ещё ходила пешком (до школы минут 15, если не торопиться), не знала, что такое пробки. До Покровки ещё ходил трамвай, и на Московском не было развязки метромоста. Только ларьки. С обеих сторон от трамвайных путей. Выбирала там самые простые водолазки и джинсы. И носила феньки.
Иногда заходила в "Дом книги" (было не по пути). Купила первую серьезную книгу по истории - "Русь изначальную" Соловьева - 100 с чем-то рублей, копила, боялась что без меня раскупят... Тогда его как раз взялись переиздавать, теперь этой серии уже не видно. Толстая такая книжка в черном переплете, красная рамка, заголовок - золотым (очень быстро стерся), много опечаток...
Тогда ещё у меня не было ни компьютера, ни мобильного. И было больше свободного времени.
Всего-то 8 лет назад.

@темы: Моя рутина

16:23 

Студенческий фольклор

Слишком строга.
Эх, не умею я всё-таки рефлексировать... Лучше скину стих, который ходил у нас в Контакте в преддипломную пору. Орфография-пунктуация авторские, автор неизвестен.

Эх, вчера ДИПЛОМ писала,
Очень сильно я устала!
Целый выделила день
Я на эту дребедень.
Утром села за компьютер,
Нет сначала сЪем я бутер,
Потому что без еды
ДИПЛОМ не пишется, увы=(
Снова за компьютер села.
Странно бодрости нет тела,
Пять минут на душ холодный,
Подожди, ДИПЛОМЧИК родный!!!!!!=)
Через два часа вернулась,
Время в душе затянулось......
Ничего, зато теперь,
ПосвЯщу ТЕБЕ весь день!!!!!!!!!!!!!
ЩаЗ начну писать, мой ДРУГ!!!
Ой, контакт открылся вдруг=))))))))))
Но вины моей в том нет!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Это подлый интернет!!!!
РаЗ открылся, то проверю.
В силу воли горда веря,
Проверяла целый час,
Обновляя сотни раз=)))))))))))))
Посмотрела фотки друга,
А потом............и друга друга!=))))
Незнакомые всЁ лиЦЦа,
ФиГ поймёт уж чьЯ страниЦЦа=))))))))))
Ладно, хватит!!!!!!!!!!!!! За ДИПЛОМ!!!!!!!!!!!!!!
Фоты досмотрю потом!
И готовностью довольнА,
Телефон взяла..........невольно!!!!!!!!!!
Как же много Эс-Эм-Эс!!!!
Всё технический прогресс.
Я им всем, конечно, рада,
Но почистить их бы надо!!!!!!!!!
Рая, Аня, Маша, Алла...........
Десять раз перечитаЛЛа=)))))))
От души писали - видно!
Удалять их будет стыдно=((
Тут опомнилась опять,
Телефон пора убрать!!!!!!!!!!
Ведь ДИПЛОМ сейчас по-плану,
Я над ним трудиЦЦа стану!!!!!!!!!
ТОлько кошку покормлю,
Да чайку себе налью,
Пару РЕЛАКСну минуток -
Честно Встану!!!!!!!!!!! Кроме шуток!!!!!!!!!
Честно встать не удалось=)))))))))))))))))))
Время быстро пронеслось!!!!!!!!!!
Всё диваННый искуситель,
Одеялом соблазнитель=))))))))))))
Но теперь зато уж точно,
Я займусь ДИПЛОМОМ сочно!!!!!!!!!!
Только села, в тот же миг...........................
С кухни слышу мамин крик!!!!!!!!!
В животе как забурлИТ,
Чует мЯсо мой гастрИТ=)))))))))))))
Ладно, сЪем пойду кусочек,
Подожди, ДИПЛОМ, часочек!!!!!!!
После сытного обеда
По закону Архимеда
ПолагаеЦЦЦа.................контакт=))))))))))
Спорить глупо - это факт!!!!!!!!!!!!!!
На часах восьмой уж час,
Что по телику сейчас????
Сериала нет тупей,
Но диплома веселей=))))))))))))))
Снова я творить уж села,
Ну а тут такое дело.................
Подруженция пришла,
Я кормить её пошла=)))))))))
Посидели, Покурили,
Всех парней уж обсудили=))))
Вот и полночь!!!!!!!! В тишине
Ты скучал, ДИПЛОМ, по мне?????
Ну не дуйся, погляди:
Хватит ночи впереди!!!!!!!!!!!
Напечатала я строчку,
Жирную поставив точку.
Ещё букву, закорючку -
Что-то глазки стали в кучку=))))))))
Хватит мозг свой напрягать!!!!!!!!!!
Я пошла, ДИПЛОМЧИК, спАААть..........
Нету истины верней:
Утро ночи мудреней=)))

@темы: Чужие интересности, Поэзия

17:46 

Руны. Часть 1

Слишком строга.
Наконец-то я нашла, чем заняться. Когда-то давным-давно, на 3 курсе, я писала реферат о рунах. И получилось так, что я вышла далеко за скандинавскую мифологию. Буду дорабатывать и выкладывать по частям. Сразу укажу, какими источниками пользовалась:
1. Аманжолов А.С. История и теория древнетюркского письма.– Алматы, 2002.
2. Будур Н. Викинги. Пираты севера.– М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. (книжка вообще так себе, но пригодилась)
3. Истрин В.А. История письма.– М., 1965.
4. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки.– М., 1963, 1988 (2-е изд.).
5. Калевала / Пер. с фин. Л.П. Бельского.– СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007.
6. Кляшторный С.Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма.– СПб., 2003.
7. Кызласов И.Л. Рунические письменности евразийский степей.– М., 1994.
8. Скандинавская мифология: Энциклопедия.– М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007.
9. Словарь средневековой культуры.– М., 2003.
10. Старшая Эдда / Пер. с древнеисл. А. Корсуна.– СПб.: Азбука-классика, 2005.
11. Щербак А.М. Тюркская руника.– СПб., 2001.


Интернет-сайты:

1. godsbay.ru
2. odnap/1yazyk.narod.ru
3. perun.hut.ru
4. valhalla.ulver.com
5. www.ekzomaster.ru
6. www.erioleg.com
7. www.kirishi.ru
8. www.omniglot.com
9. www.runa-odin.sidheland.com
10. www.shipovnik.ru
11. ru.wikipedia.org

Введение

С глубокой древности люди пытались повлиять на окружающий мир, чтобы сделать его более благоприятным, удобным для себя. Они заселяли новые земли, осваивали новые ремёсла, создавали свою культуру, по-своему объясняли разные события и явления. Но всё же оставалось то, чего они никак не могли изменить: силы природы, судьбу (или случайность?). И люди придумали магию. Белая, чёрная, серая… Есть много способов гадания и колдовства. Один из них – руны.
Если кто-то хорошо знаком с историей и культурой эпохи викингов, он наверняка сразу вспомнит скандинавские руны. Пожалуй, не ошибусь, если назову их самыми известными среди широкой публики. Данную работу я хотела посвятить именно им. Но подобные системы знаков и символов существовали и у других народов. Изучая литературу по теме своего реферата, я познакомилась со славянскими, венгерскими, болгарскими, тюркскими рунами.
Необходимо помнить, что раньше магия считалась неотъемлемой частью жизни людей. Иначе нельзя было обезопасить себя от нечистой силы, от возможных неприятностей, по-другому нельзя было узнать будущее. Сейчас всё это кажется нам суевериями, хотя… Намного ли изменилось человеческое сознание? Это ещё предстоит проверить. Ведь существует много современной литературы о рунической магии, её до сих пор практикуют, ей обучают. Поэтому тема рун до сих пор актуальна.
Руны использовались и как обычный алфавит (правда не у всех народов, но об этом речь пойдёт дальше). Разные рунические алфавиты легко сопоставляются – это уже лингвистический аспект исследования.

1. Понятие и краткая история рун

Сначала нужно разобраться, что же такое руны. Это не просто алфавит, состоящий из специфических знаков. Каждый такой знак (или символ?) имеет три составляющих: так называемые звук (песня), знак (форма) и непосредственно руна (скрытый смысл, скрытый закон). Эти элементы взаимосвязаны. «Звук» можно назвать звуковой оболочкой руны, «знак» – графической. От обычной буквы алфавита руны отличаются именно скрытым смыслом. Сам древнегерманский корень *run- означает «скрывать», «секрет, тайна». Поэтому существует мнение, что изначально руны служили лишь для секретного письма жрецов, а в качестве алфавита стали использоваться позже. Этот факт подтверждается и тем, что у некоторых народов (например, у славян) руны так и не приобрели последней функции.
Первые рунические надписи датированы I веком нашей эры, но истоки происхождения рун нужно искать в ещё более глубоком прошлом. Самые первые знаки, написанные краской или вырезанные по камню или дереву, несомненно, имели чисто магический характер, ведь о создании письменности тогда никто ещё не думал. Древнейшие памятники такого рода относятся к палеолиту и датируются XVII-XVI тысячелетиями до н.э. Это могли быть символы, нарисованные охрой на черепе мамонта (Украина, Межиричская стоянка) или «солнечные колёса» (1), вырезанные из кости (Россия, Сунгирская стоянка – недалеко от Владимира). Уже среди столь древних знаков встречаются прообразы знаменитой свастики, кельтского креста и многих рун. Постепенно символы накапливались, по-своему классифицировались и видоизменялись. Уже к VI-V тысячелетиям до н.э. жители Центральной и Восточной Европы (Болгария, Венгрия, Румыния, Чехословакия) украшали свою керамику магическими изображениями, которые можно считать предшественниками рун.
Позже такие системы магических символов стали постепенно превращаться в священные алфавиты, то есть каждому символу присваивалось ещё и фонетическое значение, позволявшее использовать их для письма. Возможно, так возникли родственные финикийский и этрусский алфавиты, а позже – греческий и латинский. В первых веках нашей эры так сложилось и руническое письмо, восходящее к алфавитам североиталийской группы (северные этруски и италийские венеты). С североиталийским письмом народы Центральной и Северной Европы познакомились не позднее второй половины I тысячелетия до н.э. Известно, что в 1812 г. на территории Австро-Венгрии во время раскопок было найдено более 20 бронзовых шлемов, датированных IV в. до н.э. и украшенных изображениями, которые представляли нечто среднее между италийскими символами и северными рунами. Вероятно, на то время как раз приходился переходный этап формирования рунического письма.
Примерно во II в. н.э. сформировался общегерманский рунический строй – так называемый «Футарк». Его родиной считается Дания, откуда он и распространился по всей Скандинавии, а затем и на континенте.
В V в. н.э. руны и руническая магия пришли на Британские острова с нашествием англов, саксов и ютов.
Тем временем в Скандинавии, на основе Футарка, были придуманы другие рунические алфавиты, применявшиеся только как средство письменности. Их принято называть Младшими рунами, а собственно Футарк – Старшими рунами.
С введением христианства и распространением латиницы руническое письмо отошло на второй план, но просуществовало ещё очень долго. Теперь оно служило в основном магическим целям и созданию календарей. Календари эти использовались как в Скандинавии, так и в Карелии и России вплоть до конца XIX в. Последняя руническая надпись была зафиксирована в 1900 г. в Эльвдалене (Швеция). Надпись эту сделала некто Анна Андерсдоттер (то есть Дочь Андреса) на стене одной из построек своего хутора. Но существуют данные, что в отдалённых областях Швеции рунические надписи изредка использовались и середине XX в.
Параллельно скандинавским развивались руны и других народов (тюрков, булгар, венгров), и судьба этих рун была очень похожа на историю Футарка, но не будем забегать вперёд.

(1) Здесь стоит отметить, что колесо издревле было символом Солнца у славян. Достаточно вспомнить зажжённые колёса, которые пускали с горы на Масленицу и на Купалу.

@темы: История, Моё творчество, Этника

15:41 

Руны. Часть 2

Слишком строга.
2. Германо-скандинавские руны. Футарк

Итак, начнём характеристику различных рунических систем. Начнём со скандинавских рун. Уместнее было бы назвать их германо-скандинавскими, потому что возникли они ещё в общегерманскую эпоху – во II-III вв. н.э. Их унаследовали от своих предков прагерманцев многие народы, но дольше всего руны просуществовали у скандинавов (см. предыдущую главу). Общегерманские руны также использовались скандинавами, но имели исключительно магическую функцию. Их называли Старшими рунами. Рунические алфавиты, созданные уже в эпоху викингов, назывались Младшими. Их тоже использовали в магии, хотя в основном они применялись в письменности, так сказать, «для бытовых целей». Возможно, именно этим и объясняется факт, что большинство найденных в Северной Европе рунических памятников выполнено именно Младшими рунами.

2.1. Старшие руны

Это система из 24 знаков, так называемый «рунический ряд», названный по первым шести его знакам: «Футарк» (fuþark). Вот так он выглядел (см. рисунок ниже)

Эти символы вырезали на оружии, украшениях, амулетах, а с V в. также и на камнях. На деревянных предметах старшерунических надписей практически не сохранилось, тем не менее считается, что первоначально руны наносились именно на дерево. Сразу бросается в глаза, что здесь совсем нет горизонтальных линий (резать поперёк древесных волокон сложно). Основные элементы рунической графики – это «ствол» (длинная вертикальная или наклонная линия) и «ветви» и «уголки» (короткие косые линии, отходящие от «ствола»).
Первоначально руны наносились на предмет как слева направо, так и справа налево, причём в одной надписи оба эти способа могли использоваться попеременно. Символы могли поворачиваться вокруг оси («перевёрнутые» руны) или иметь один общий «ствол». Всё зависело от резчика. Руны было принято окрашивать (в сакральных надписях – жертвенной кровью). Также отдельные слова окрашивали разными цветами, например, нечётные – красным, а чётные – чёрным.
Если обратиться к старшеруническим памятникам, то можно заметить, что примерно четверть из них состоит из одного только слова – имени собственного. Четверть вообще не поддаётся прочтению: мнимые слова, набор символов. Ещё четверть представляла собой надписи на могильных плитах или различные вариации формулировки: «Я, такой-то, вырезал эти руны». И, наконец, последняя четверть прямо указывает на магические цели: «Я спрятал здесь могучие руны. Да будет тот во власти беспокойства и беспутства, да погибнет тот коварной смертью, кто это разрушит» (камень из деревни Бьёркеторп, Швеция, VII в.). Или: «Я прозываюсь Хариуха, мне ведомо опасное, приношу счастье» (надпись на драгоценном медальоне).
Как объяснить эти надписи? Выскажу некоторые мысли. Вновь получается, что магия и язык имеют общий корень: слово, произнесённое или написанное (в данном случае – вырезанное) обязательно обозначает какой-то предмет, или человека (например, имя), или свойство, или действие. Это лингвистика. Слово и то, что оно обозначает, неразрывно связаны. Пока существует одно – существует другое. Это уже магия. Так, если мы вырезаем рунами чьё-то имя на камне или оружии, мы надеемся, что с надписью ничего не случится – с камня или металла её не так-то просто убрать. И точно так же ничего не случится и с человеком. Но если боимся, что руны кто-то повредит, можем намеренно переставить символы, поменять их порядок, чтобы значение слова осталось известным только нам. Если надпись гласит: «Я (имя) вырезал эти руны», то, возможно, человек хотел «увековечить» себя, поставив в надписи своё имя – своеобразный оберег, связывающий воедино руны и их «автора». Если же говорится напрямую, что руны или предмет, на котором они вырезаны, принесут счастье, или же несчастье – тому, кто их повредит, то таким образом магическое действие подтверждается. Подтверждается тем, что оно названо. Ведь если что-то названо, то оно существует. У всего, что существует на свете, должно быть имя; и под каждым именем подразумевается что-то реально существующее. Это сейчас мы привыкли говорить просто так, чтобы что-нибудь сказать, а у наших предков все слова были материальны. Именно поэтому, наверно, и магия была неотъемлемой частью их жизни.
По той же причине каждая руна имела собственное имя, начинавшееся с того звука, который эта руна обозначала. Имя руны как раз и несло символическое значение. Поэтому руна могла обозначать целое слово, как, например, в надписи на древке копья, найденного в болоте (о. Фюн, начало VI в.): трижды повторённое сочетание двух рун, означавших «дар» и «ас». То есть, копьё было принесено в дар германским богам – асам.

@темы: История, Моё творчество, Этника

14:46 

Руны. Часть 3

Слишком строга.
Итак, каждой руне приписывали своё значение:
fehu (феху, феу). Сканд.: «скот, имущество». Руна собственности, благополучия. Означает выигрыш в жизни, получение награды. Помогает выбраться из нужды, приобрести новое, сохранить уже имеющееся, избежать потерь. С её помощью можно получить счастливую любовь, но и здесь будет сильное материальное начало. Перевёрнутая («вверх ногами»), означает потерю собственности или сознательное отторжение чего-либо.
uruz, uruR (уруз, урур). Сканд.: «зубр». Руна силы, жизненной энергии. Даёт крепкое здоровье и уверенность в своих силах. Помогает исцелиться от болезни. Мужчинам придаёт мужественность, женщинам – женственность. Помогает в дружбе, любви, заключении брака. Знак завершения начатого и новых начинаний. Перевёрнутая, означает упущенные возможности, неудачи, разочарования.
þurisaz, þurisaR (турисаз, турисар). Сканд.: «турс», то есть «великан» в германской традиции. Также есть версии перевода: «шипы» и «врата». Руна недеяния, пассивной защиты (без ответного нападения, как шипы у растения). Помогает в ситуации, когда невозможно всё проконтролировать. Помогает сосредоточиться, принять важное решение. Это врата в неведомый мир, где можно найти ответы на все вопросы. Перевёрнутая руна означает провоцирование поспешных действий, неверные, необдуманные поступки.
ansuz, ansuR (ансуз, -р). Сканд.: «ас», «светлый бог». Связана с богами, помогает получить знак свыше, то есть предупреждение, своевременно получить известие. Помогает общаться с окружающими, находить общий язык, а также встретить нужных людей. Перевёрнутая руна означает недостаток понимания.
raidho, raidu, raiþo (райдо, -у). Гот.: «путешествие». Руна пути, дороги, а также воссоединения. Гармония, воссоединение с самим собой. Помогает внутреннему движению вперёд, достижению справедливой цели. Охраняет путешественников. Перевёрнутая, означает разрыв отношений с друзьями, близкими, значительные изменения в жизни, неожиданные события.
kenaz, kauna, kano (кеназ, кауна, кано). Сканд.: «факел», также переводят как «рана». Руна воплощения и раскрытия. Самореализация. Прояснение, рассеяние тьмы, непонимания. Восстановление гармонии между двумя людьми. Перевёрнутая – гибель дружбы, любви, брака, «омрачение» в какой-либо ситуации или взаимоотношениях.
gebo, gebu (гебо, -у). Гот.: «дар». Руна дара, дара божественного. Помогает в выборе партнёра, сохранении согласия, единства. Но настоящее единство может быть только между целостными, сильными личностями, которые не теряют своей обособленности даже в единстве. Это дар свободы.
wunjo, wunju (вуньо, -у). Гот.: «радость». Руна радости, счастья, света. Означает успех в любой области. Благоденствие, радость, ясность в жизни. Может потребовать отказ от старых взглядов, целей. Перевёрнутая руна означает кризис, сомнения, колебания.
hagalaz, hagalaR (хагалаз, -р). Сканд.: «град». Руна стихийного разрушения. Разрушение ради созидания. Изменение, новшество, свобода, освобождение. Полный разрыв со старым, могущественная пробуждающая сила. Помогает воспрянуть духом, выйти из трудностей.
nauþiz, naudiR, naudhiz (наутиз, наудир, нодхиз). Сканд.: «нужда». Руна принуждения, работы над собой, очищения от того, что приводит нас к несчастьям, к слабостям. Перевёрнутая руна означает внутреннее опустошение, ослабление воли и характера, злобное импульсивное поведение, вхождение судьбы в «тёмную полосу». (Имеет два варианта написания.)
isa, isaR (иса, исар). Сканд.: «лёд». Лёд, застой, препятствие. Необходимость подчиниться, отступить, пожертвовать своими желаниями ради того, чтобы исполнить их позже, в более благоприятное время.
jera, jara (йера). Сканд.: «год», гот.: «урожай». Имеет два варианта написания. Руна урожая, получения резуль-татов. Помогает успешно завершить любое дело, предприятие, поэтому её вырезают перед началом дела, однако нужно помнить, что для достижения успеха нужно время, как для того, чтобы вырастить урожай, нужен год.
eihvaz, iwar (эйваз, ивар). Сканд.: «тис». Руна защиты, увеличения силы. Помогает преодолевать препятствия и предотвращать их появление, или извлечь из них пользу (лишний повод ещё раз обдумать свои действия). Руна терпения, настойчивости, ожидания.
perþ, perþu (перт). Гот.: «то, что скрыто». Это руна поиска, раскрытия, посвящения. Однако это посвящение даётся очень трудно, порою – ценой полного обновления духа, психической смерти. Перевёрнутая руна означает пустую трату времени, ненужную привязанность к какой-то цели.
algiz, algiR (альгиз, -р). Сканд.: «лось», также: «осока, тростник». Руна защиты. Распознаёт зло (осока шумит при приближении врага), защищает от него (как рога лося). Охраняет от чужого колдовства, помогает предчувствовать опасность. Привлекает удачу. Перевёрнутая, означает ухудшение здоровья, зависимость от других, плохие знакомства и связи.
sowulo, sowilu, sowil, sowelu (совило, совелу, соулу). Сканд.: «солнце». Руна победы, счастья, жизненных сил и энергии Солнца. Имеет два варианта написания. Символизирует исцеление, восстановление сил, целостность натуры. Воплощает стремление к самореализации, осмыслению жизни. Необходимость осознать свою сущность и выразить её, быть «равным себе».
teiwaz, tiwaz, tiwaR (тейваз, -р). Сканд.: «Тюр», то есть бог войны. Защитный знак, который воины рисовали на щитах и рукоятях мечей. Приносит победу, снимает сглаз и порчу. Укрепляет силу воли. Перевёрнутая руна означает напрасную трату сил, необдуманные и несвоевременные действия.
berkana (беркана). Сканд.: «берёза» – дерево богини плодородия и любви Фрейи. Руна роста, плодородия, материнства. Символизирует рост, расцвет, созревание, возрождение, очищение. Дарит удачу, защищает семью. Перевёрнутая руна указывает на препятствия росту, развитию.
ehwaz, ehwaR (эваз, -р). Гот.: «лошадь». Руна движения, изменений, прогресса. Помогает исправить ошибки, улучшить ситуацию, «сдвинуть с мёртвой точки». Лечит хронические заболевания, решает трудные вопросы, охраняет в путешествии, помогает осуществить мечту. Перевёрнутая руна означает возникновение препятствий, закрытие возможностей.
mannaz, mannaR (манназ, -р). Сканд.: «человек». Руна судьбы. Относится к личности человека, помогает ясно мыслить, дарует разум и хорошую память. Помогает наладить отношения с окружающими, но при условии, что вы будете скромны. Перевёрнутая руна указывает на несовершенства, недостатки, которые мешают хорошим отношениям с людьми.
laguz, laguR (лагуз, -р). Сканд.: «вода». Символ потока, того, что ведёт. Руна воды и магии. Поток, который несёт по жизни, учит действовать по интуиции, следовать своему внутреннему ритму. Это поможет достичь гармонии, спокойствия. Перевёрнутая руна предупреждает о перенапряжении: как физическом, так и моральном.
ingwaR, ingwaz, inguz (ингвар, ингуз). Гот.: «Ингви». Посвящена Ингви, или Фрейру, богу плодородия. Означает плодородие, оплодотворение, лечит бесплодие. Даёт силы для завершения дела, разрешения. Завершение здесь даже важнее, чем начинание, ведь сначала нужно закончить одно, и только потом уже начинать что-то другое. Придаёт уверенность. (Существует два варианта написания.)
dagaz, dagaR (дагаз, -р). Гот.: «день». Руна света. Символ сдвига, преобразования, перелома в жизни. Может предвещать большие достижения, процветание. Знак выхода из тьмы (ночи) и наступления дня.
oþila, oþala, oþal, oþilia (отила, отала, отал, одаль). Сканд.: «одаль» – усадьба, передающаяся по наследству. Руна наследства и разделения. Знак расходящихся путей, расставания, но расставания по собственной воле, без ущерба, даже с выгодой. Сочетание подчинения и твёрдости воли. Защищает собственность, сулит приобретения и выигрыши. Но у них есть своя цена: что-то нужно отдать взамен, с чем-то расстаться. Перевёрнутая руна призывает действовать не по условленным правилам, а по собственному усмотрению, но не жестоко. Требует подчинения судьбе, пассивности перед её волей, когда события происходят и вопросы разрешаются независимо от нас.

Все руны делятся на три атта (по восемь рун каждый) – «семьи», «семейства», каждое из которых посвящено одному из богов. Первые восемь рун посвящены Фрейе (по другой версии, её брату-близнецу Фрейру), вторые – Хеймдаллю (хранителю Мирового Древа), а последние восемь – Тюру.

@темы: Этника, Моё творчество, История

09:05 

Слишком строга.
29.12.2011 в 23:24
Пишет Освит:

Не жалующим надвигающийся праздник понравится.


URL записи

@темы: Фотки/картинки, Чужие интересности

09:16 

Слишком строга.
26.12.2011 в 13:25
Пишет Хозяйка книжной горы:

Книжный флеш-моб!
26.12.2011 в 10:32
Пишет случайный попутчик:
В выходной
А не пофлешмобить ли нам?

1. Что для вас главное в литературном произведении, на что обращаете внимание в первую очередь?
2. Какой жанр кажется вам наиболее привлекательным?
3. Книгу о чем вы хотели бы прочитать?

Желающие принять участие — отмечаются в комментах и продолжают флешмоб у себя в дневнике
URL записи

URL записи

@темы: Книги, Тесты и флэшмобы

09:34 

Всех-всех с Новым Годом!!!

Слишком строга.

мой дневник

главная