• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
10:34 

Слишком строга.
03.07.2013 в 18:54
Пишет MirrinMinttu:

ААааааааа!
Подглядела у Нари



Знаете, откуда текст? ни за что не догадаетесь!

URL записи

@темы: Чужие интересности

13:09 

Слишком строга.
Вот и закончился отпуск...

@темы: Моя рутина

13:35 

Слишком строга.
20.06.2013 в 12:17
Пишет Diary best:

Пишет [J]Your Crazy is Black Hennessy[/J]:

Племя индейцев Пираха
Честно говоря никогда не приветствовал копипасту с других ресурсов, тем более когда я не могу точно сказать кто является первоисточником и автором творения. Однако на этот раз текст зацепил меня описанием людей, чьи взгляды на повседневность настолько не сочетаются с привычными лично мне, что мне кажется это будет интересен многим. Посему вперед))



У реки Маиси в Бразилии живет необыкновенное племя индейцев Пираха. С неповторимым бытом и своей верой. Писатель и бывший миссионер Дэниэл Эверет прожил среди пираха 30 лет! За это время он разуверился в человеческих ценностях современного мира.

Люди, которые...


URL записи

Не свое | Не Бест? Пришли лучше!



URL записи

@темы: Этника, Чужие интересности

15:41 

Серая ольха

Слишком строга.
Ольха серая - родственница чёрной ольхи. Называется также ОЛЬХА БЕЛАЯ, или ЕЛОХА, на латинском - Alnus incana, то есть СЕДОВАТАЯ ольха.
Распространена на всей территории Европы, в Малой Азии, Закавказье, Северной Америку. В России дикорастущую серую ольху можно найти от Кольского полуострова до Камчатки, но больше всего её на севере и северо-востоке европейской части России.
Это средних размеров дерево (высотой до 20 м) или кустарник с узко-яйцевидной кроной и стволом диаметром до 50 см. Ствол редко прямой, часто с продольными впадинами и "горбами". Живёт в среднем 50 лет, встречаются 100-летние деревья. Одна из наиболее быстрорастущих пород, наиболее быстро растёт в возрасте до 10—15 лет.
Корневая система поверхностная, располагается в основном в верхнем почвенном слое (10—20 см), образует многочисленные корневые отпрыски и пнёвую поросль. Кора светло-серая, всегда гладкая и не образует наружного корковатого слоя. Побеги сначала зеленоватые, позднее бурые или черновато-серые, не клейкие, но покрытые серым пушком или войлоком и светлыми "чечевичками". Листья овальные, овально-ланцетные или яйцевидно-округлые,острые или остроконечные, реже притуплённые, с округлым или слабо сердцевидным основанием. Молодые листья - не липкие, пушистые; взрослые - сверху почти голые, снизу серо-зелёные, на мягко волосистых или войлочных черешках.
Тычиночные серёжки вершинные, собраны по 3—5 вместе. Пестичные цветки собраны по 8—10 пучками на общем цветоносе, то под мужскими серёжками, то на вершинах ветвей, эллиптические, чёрно-бурые, длиной около 1,5 см, диаметром 7—8 см. Серая ольха цветёт в марте—апреле, до появления листьев. Женские соцветия к осени образуют короткую овальную темно-бурую «шишку». В октябре в пазухах ее чешуи созревают плоды - односемянные плоские орешки с перепончатыми крыльями, они легче, чем у чёрной ольхи. Шишки раскрываются только в феврале - марте, тогда происходит и рассеивание семян с помощью ветра. Серая ольха плодоносит ежегодно и очень обильно: семенные экземпляры с возраста 8—10 лет; порослевые с 5—7 лет.
Растёт на равнинах в лесной и, реже, лесостепной и лесотундровой зоне. На севере лесостепи используется для закрепления берегов рек, склонов и оврагов.Образует кустарниковые и мелколесные заросли на заболоченных опушках, болотах, у берегов рек, на лесосеках, пожарищах и заброшенных пашнях. Встречается вдоль ручьев и рек вместе с ивами и чёрной ольхой. Чистых насаждений не образует. Чаще всего сероольшатники образуются на месте еловых и мелколиственных лесов. Выпас скота и вырубка леса в сероольшатниках способствует более быстрому вегетативному размножению ольхи и более длительному существованию её ассоциаций. К почвам менее требовательна, чем чёрная ольха, хотя на бедных сухих песчаных почвах встречается редко; заболачивание переносит лучше, чем чёрная ольха. Предпочитает известковую, влажную почву и свободное стояние, хотя часто растёт и в густых посадках. Сама обогащает почву азотом. Зимостойка и более теневынослива, чем осина и берёза. По берегам рек, ручьёв, в оврагах, увлажнённых понижениях на перегнойно-глеевых, суглинистых и глинистых почвах на небольших участках - на месте хвойных, широколиственно-еловых и широколиственно-елово-черноольховых лесов - возникают таволговые и крупнопапоротниковые сероольшатники. Они способны к длительному существованию. На песчаных и слабо увлажнённых почвах, также на гарях и сосновых вырубках серая ольха растёт редко и быстро сменяется сосной и елью. Ещё реже приживаются на переувлажнённых почвах: такие ольшатники недолговечны и имеют примесь берёзы, ив. На небогатых свежих почвах водоразделов на месте ельников очень быстро сменяются черноольшатниками. На месте заброшенных пашен ольшатники неустойчивы и сменяются ельниками.
Древесина серой ольхи плотная, мягкая, отличается от древесины ольхи чёрной более насыщенным красным оттенком; используется для производства столярных и токарных изделий, а также на подводные постройки (срубы колодцев, сваи мостов и т.д. Подходит для производства фанеры, спичек, бумаги. Ольховые дрова использовались русскими крестьянами для выжигания сажи из печных труб, особенно после использования берёзовых дров. Ольховые дрова ценятся и в производстве рисовального (чертёжного) угля и угля, идущего на изготовление пороха. Ольховая стружка считается лучшей для упаковки фруктов.
Ольха серая весной даёт много пыльцы, которой укрыты молодые листочки и побеги. Пчеловоды рекомендуют подкармливать пчёл пыльцой ольхи ещё до её цветения. Для этого срезают веточки, кладут в тёплом помещении в сито, застелённое бумагой. Как только пыльники откроются, сито осторожно встряхивают и пыльца высыпается на бумагу. Её смешивают с мёдом и сахарным сиропом и дают пчёлам. Листья идут на корм козам и овцам. Почки и верхушки ветвей служат кормам рябчикам и тетеревам в зимний период.
Ольховые шишки становятся лекарственным сырьем в качестве вяжущего, противовоспалительного и кровоостанавливающего средства при воспалении тонкого и толстого кишечника, энтеритах, колитах, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, диспепсии, дизентерии, суставном ревматизме, простуде. В народе с лечебной целью используют также листья и кору ольхи. Например, ванны с листьями ольхи снимают чувство усталости в ногах после длительной ходьбы.




ru.wikipedia.org/wiki/Ольха_серая
www.1000listnik.ru/lekarstvennie-travi/14/202-o...
www.tdecologica.ru/info/porody_derevev/olha/
www.mymedical.ru/lekarstvennye-travy/o/olha-ser...
dendrology.ru/books/item/f00/s00/z0000023/st005...

@темы: Природа

13:04 

Mascee, с Днем рождения!

Слишком строга.
Дарю чёрное кружево: вуаль, перчатки и зонтик, чтобы гулять по Праге!




@темы: Поздравления

11:12 

Ой, мамочки-и-и))))))))))))))

Слишком строга.
17.05.2013 в 09:38
Пишет MirrinMinttu:

Говорят, боян, но на посмеяться - самое то
27.05.2009 в 12:00
Пишет Diary best:

Пишет Яриэла:

Истоpия миpа согласно сочинениям амеpиканских студентов
Киевское госудаpство было ослаблено гpажданской войной, потому что у князя Владимиpа сыновей было больше, чем надо, в pезультате нескольких жен и многих наложниц.

Феpдинанд и Изабелла завоевали Гpанолу, часть Испании, сейчас известную как Мексика и стpаны Пеpсидского залива.

Россия, котоpой упpавлял Бату Коэн, надломилась под монгольским яpмом.

Коpтес pуководил небольшой гpуппой тоpеадоpов, котоpые с легкостью покоpили обитателей Hью-Мексико.

Викинги, конечно, уже доплыли до Колоpадо, где до сих поp виднеются остатки их лагеpей.

Иоганн Калвин Кляйн пеpевел Библию на амеpиканский, чтобы люди Женевы могли ее пpочесть.

Папы Римские, конечно, обычно были католиками.

читать дальше

URL записи
Не свое | Прислано по U-mail

URL записи

URL записи

@темы: Чужие интересности

14:06 

Чёрная ольха

Слишком строга.
Возвращаюсь к изучению растений) на сей раз - деревьев.
Чёрная ольха распространена на всей территории Европы, в Западной Азии (где умеренный климат) и Северной Африке, также занесена в Северную Америку, где даже представляет угрозу местным видам, и на другие территории. "Чёрной" названа за цвет коры (у молодых деревьев она зеленовато-бурая, чернеет "с возрастом"), "Клейкой" - за липковатые молодые листья.
Это дерево живёт до 100 лет, хотя отмечены и трёхвековые "долгожители". Многоствольное, с пирамидальной или яйцевидной кроной (со временем становится округлой). Ольха растёт очень быстро, особенно в возрасте 5-10 лет, может достигать 35 метров в высоту и относится к деревьям с максимальным приростом древесины в среднем возрасте.
Листья округлые или так называемые "обратно-яйцевидные", ребристые, очень тёмного зелёного оттенка. Соцветия - серёжки, женские значительно короче мужских. Плод - яйцевидная или округлая красновато-бурая шишка. В России, например, такие шишки созревают в сентябре-октябре, а раскрываются ранней весной. Семена распространяются ветром или течением ручьёв, рек. Ольха плодоносит с 10-12 лет "на воле", с 40 лет - в насаждениях. Плодоносит ежегодно, раз в 3-4 года - особенно обильно.
Чёрная ольха любит свет и влажность, потому произрастает у проточных вод, озёр и на низинных болотах, в поймах рек, заболоченных лесах, на дне оврагов. Может расти даже на песчаных почвах при неглубоком залегании грунтовых вод, или при жарком климате - на сильно увлажнённых почвах. Приживается на разных почвах - от торфяно-болотных до перегнойно-глеевых. При высокой влажности образует чистые насаждения (черноольшаники, по-белорусски - ольсы, они же "черноольховые трясины"). В качестве примеси может расти в березняках, дубовых, еловых, ясеневых лесах, реже - в осинниках.
На территории России встречается в европейской части (кроме крайних северных и южных районов), в Причерноморье, на Северном Кавказе, в Западной Сибири. Очень распространена в Белорусском и Украинском полесье, на юге Прибалтики.
Считается, что ольха сама способствует заболачиванию: она укрепляет плывучие почвы, поддерживает в реках нужный уровень воды.
Листья чёрной ольхи используются в медицине и народной медицине как противовоспалительное и вяжущее средство, при ларингите и других простудных заболеваниях. Кора содержит эфирное масло. Кора и серёжки — источник дубильных веществ и красителей для кожи и шерсти (даёт жёлтый, красный и чёрный цвета). Кожу окрашивает в черный, красный и желтый цвета, сукно - в красный и желтый, шёлк - в охряный и серо-желтый, шерсть - в черный, красный и желтый, хлопок - в серый цвет. Из почек получают коричневую краску. На Кавказе красят настоем ольховой коры также сукна и шёлк. Древесина - мягкая и лёгкая, но хрупкая, более прочная в воде, у только что срубленной ольхи белая, на воздухе быстро принимает светло-красную окраску. Используется в столярном и мебельном деле, из неё делают также катушки и ткацкие челноки. Ровные стволы применяют как столбы для изгородей или свай. Ольху, в особенности произраставшую на сыром месте, часто предпочитают при рубке колодезных срубов и других подводных сооружений. Употребляется на сваи, водопроводные желоба, подпорки в шахтах.
Уголь считался хорошим для приготовления пороха.
Считается, что ольховые дрова выжигают лишнюю сажу из печных труб, особенно после берёзовых; ольховые опилки и стружка применяются при копчении рыбы.
В мифах Древней Греции ольха считается "скорбным деревом", в скандинавской мифологии из ольхи была создана первая женщина - Эмбла. У западных и восточных славян ольха упоминается в этиологических легендах. В них рассказывается о том, как дьявол, соперничавший с Богом при сотворении мира, пытался создать волка, однако не смог оживить его; по воле Божьей волк ожил и бросился на дьявола, спрятавшегося от него на Ольхе. Тогда кровь от прокушенной волком пятки дьявола и попала на ольху, отчего кора ее сделалась красной. Согласно другой легенде. Бог создал овцу, в ответ на что дьявол сотворил козу и, желая похвастаться перед Богом, потащил ее к Богу за хвост. По дороге коза вырвалась у дьявола и спряталась на ольхе. С тех пор у коз нет хвоста (он оторвался при бегстве), а кора у ольхи от крови козы стала красной. Говорят, что от этого при срубании ольха плачет кровавыми слезами. Связь Ольхи с нечистой силой объясняет популярный запрет прятаться под ней во время грозы, т.к. молния бьет в ольху. На Русском Севере принято было оставлять на ольхе жертву полевому или лесному духам — обычно в виде хлеба с солью.
По поверьям, при лихорадке надо пойти в лес и сесть на свежесрубленный пень ольхи, и тогда лихорадка перейдет в дерево. Поляки считали, что вода, омывающая корни ольхи, становится черной; если искупаться в такой воде, то тело станет черным, но при этом человек будет сохранен от всех болезней. В Польше на Троицу ветками ольхи украшали дома, чтобы отвернуть грозу и град; ветки втыкались в посевы ячменя, чтобы кроты не разрывали почву, а также клались под снопы - обезопасить от мышей. Белорусы считали, что ольха может обезопасить домашних от посещений «ходячего покойника», поскольку на ней «красная кровь сатаны». По тем же причинам в Полесье люди сажали ольху вблизи домов, чтобы «черт не привязывался» к человеку. Словаки клали кусок ольхового листа в обувь новобрачным, идущим к венцу. У южных славян из ольхи высекают «живой огонь»; она упоминается и в легендах о распятии Христа: ольховые ветки ломались при бичевании Христа, за что Христос и благословил это дерево.

ru.wikipedia.org/wiki/Ольха_чёрная
www.altmedic.ru/modules/herb/index.php?nvar=241...
www.bibliotekar.ru/spravochnik-48/14.htm
pagan.ru/slowar/o/oler1ha8.php




@темы: Природа

11:03 

Анри д_Ор, поздравляю!!!

Слишком строга.
С Днем рождения!!! :pozdr: :tort:
Скоро лето, но пусть подольше задержится весна))) Дарю вам "Аллегорию Весны" (Nathanael Schmitt)


@темы: Поздравления

10:53 

Страшно...

Слишком строга.
05.05.2013 в 12:51
Пишет Diary best:

Пишет Albertia Inodorum:

Темный Дзюкай, лес самоубийц.
— Ваша жизнь является бесценным даром от ваших родителей.
Подумайте о них и о вашей семье.
Вы не должны страдать в одиночку.
Позвоните нам
22–0110


Щит с этой надписью встретит вас, если вы пойдете в самый страшный лес на всем земном шаре, находящийся в Японии, у подножия величественной горы Фудзи. Если вы войдете внутрь, то выйти у вас шансов практически не будет. Да и мало кто заходит в этот лес с надеждой на обратную дорогу.



Представьте себе лес из жуткой готической сказки. С немыслимо искривленными деревьями, свисающим с них мхом и зияющими повсюду пещерами. Таков Дзюкай. Но самое жуткое в нем — это мертвая тишина, от которой постепенно начинает звенеть в ушах. Любой шорох заставляет оборачиваться, а разговоры становятся неестественно веселыми, лишь бы не слышать эту тишину. Но самое неприятное в том, что в Дзюкай все время чудится, будто за твоей спиной кто-то есть.



Узнать больше.

URL записи


URL записи

@темы: Чужие интересности

11:49 

Конфликт мировоззрений, или Почему мы мало читаем?

Слишком строга.
Действительно, почему? Не хватает времени? На Интернет, однако ж, мы его находим. Есть развлечения интереснее? Фильмы и театральные постановки создаются на основе сценариев или пьес — это отдельные жанры литературы, музыка существует в виде нотных записей — тоже разновидность литературы в широком смысле. Любовь к чтению не привили родители или учителя? Ближе к истине, но человек способен совершенствоваться и самостоятельно. Не понимаем прочитанное? Вот на этом остановимся поподробней.
Здесь сразу можно возразить: я читаю просто для удовольствия, меня увлекают сюжет и персонажи, зачем мне литературный анализ? Речь пойдет не о вычленении текстовых категорий и не об определении композиционных особенностей, а о понимании того же сюжета и действий героев. Что-то прозвучит как прописные истины, но опыт сетевого читательского общения (например, на портале «Самиздат» — samlib.ru/), часто более прямого и непосредственного, не стесняемого реакцией собеседника при личном контакте, показывает: их иногда приходится напоминать.
Первое, на что рекомендуют обращать внимание читателей — незнакомые реалии, понятия, слова, в конце концов. Чтобы читать русскую литературу девятнадцатого века, необходимо иметь представления о быте дворянства, о крепостном праве, знать что такое «пролетка», «котильон» и прочее. Но несмотря на обилие словарей и энциклопедий, некоторые школьники искренне не понимают переживаний пушкинской Татьяны. Зачем она пишет письмо? Ведь можно объясниться и так…
Знакомясь с художественным миром произведений, читатель порой упускает из вида самое главное — мировоззрение. Автора. Персонажей. Эпохи, в которую книга создана. Эпохи, которая в ней описана. Мы судим с точки зрения современного человека, что и естественно, и в корне неверно.
В свое время культурологи и этнографы предложили изучать каждую культуру изнутри, пытаясь увидеть мир глазами ее носителя (наиболее полно эту идею сформулировал Роберт Редфилд в своей концепции «картины мира»). Поэтому, прежде чем прозвучит классическое «Не верю», определимся, кто его произнесет: Станиславский или зритель античной трагедии, художник-авангардист или язычник, наблюдающий камлание шамана.
Древнейшей формой восприятия действительности считается мифологическое мировоззрение. Оно характеризуется алогичностью, неспособностью видеть причинно-следственные связи, например. Отсюда Солнце и Свет воспринимаются как разные сущности и разные божества, как Аполлон и Гелиос у древних греков, их культы слились только в Классическую эпоху.
Другая основная черта мифологического сознания — синкретизм. Реальное не отделяется от идеального, материальное от духовного, частное от общего, «я» от «мы». Пережиток такого восприятия укоренился и в религиозном сознании: народ привык представлять ад местом, где грешников жарят на сковороде. Если в ад попадает душа — как можно жарить эту нематериальную сущность? Подобные истоки имеет и суеверие-привычка: возвращаясь домой (допустим, за забытыми ключами), заглядывать в зеркало. Зачем? Чтобы определить: я вернулся или не я. Как такое возможно? Постольку, поскольку человек не осознает свою индивидуальность, не отделяет себя ни от толпы, ни от окружающего мира, у него нет четко выраженного «я» — нулевой координаты для системы отсчета. Оно появится лишь в Эпоху Ренессанса и повлечет за собой индивидуализм, антропоцентризм и прямую перспективу в живописи.
На базе мифологического мировоззрения развивается религиозное. Некоторые исследователи не разделяют их, считая, что за давностью происхождения хронологический порядок не важен. Однако между этими двумя типами сознания есть одно существенное различие — дуализм. Религиозное мировоззрение уже разграничивает духовное и материальное, воспринимает синтез и анализ. Так, например, боги приобретают антропоморфный облик. Богиня земли теперь выглядит как женщина. Раньше же сама земля была божеством и живым существом: когда ее засевают, она беременеет, когда дает всходы — рожает. Конечно, и здесь очевидна аналогия с человеческим телом, но нет разделения, земля священна сама по себе, ею никто не «заведует» с высот Олимпа или другой обители богов.
Особо отметим, что соотношение мифологического и религиозного мировоззрения не соответствует противопоставлению «язычество/христианство (или другая монотеистическая религия)». У многих язычников уже сформировалось религиозное сознание. Важную роль стал играть ритуал, атрибуты культа, символы. Для мифологизма сам жизненный процесс был магией. Переходом к религиозности стала, среди прочих, простейшая симильная магия: ритуал копирует те события, на которые люди загадывают. Удачную охоту, например. Сюда же относятся куклы Вуду.
Со временем на основе религиозного создается философское мировоззрение. Здесь к дуализму добавляется рефлексия, критический взгляд на вещи. Не случайно философию называют критикой обыденного сознания. Мифы и сказания обрастают деталями — как бы мы сейчас сказали, «для достоверности». Поэтому «Илиада» и «Одиссея» с их цветистыми, подробными описаниями — продукт уже философского сознания.
Позднейший тип мировоззрения — научный. В данном случае картину мира определяют научно обоснованные, объективные сведения об окружающем мире. Стоит отметить, что иногда попытка объяснить все с точки зрения ученых-исследователей разрушает восприятие литературы. Так, не стоит приписывать Жанне д’Арк психические заболевания. То, что с ней говорили святые, действительно представлялось реальным в ту эпоху, а то и просто синонимично современному «ей в голову пришла мысль», «она приняла решение».
Философское и научное мировоззрение принято соотносить также с доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной эпохой. Так, науку и философию современного, постиндустриального общества отличает отсутствие цельной картины мира, фрагментарность, конгломерат не связанных между собой сведений и понятий, своей синкретичностью замыкающийся на мифологической архаике…
Думается, излишне будет объяснять, что все эти типы мировоззрений не последовательно сменяют друг друга, а сосуществуют, наслаиваются один на другой.
С некоторых точек зрения эта классификация представляется устаревшей, тем не менее, она не лишена логики и имеет право на существование, поскольку отражает основные категории сознания: рациональный или иррациональный подход к действительности, соотношение личности и окружающего мира, способность к анализу и синтезу, критическому восприятию реальности.
Насколько полезны эти сведения? Примеры, рассмотренные в рамках каждого вида мировоззрения, часто встречаются в литературе — не только древности и средневековья, но и современной, массовой, будь то привычные отсылки к библейским и античным сюжетам или моделирование вымышленных миров по аналогии с обществом конкретной эпохи. Поэтому, например, недостаточное описание эмоций, отсутствие психологизма не обязательно доказывает «некачественность» книги — это может быть обращением к древней эпической традиции, в принципе исключавшей рефлексию. Подчинение общественному мнению не всегда говорит о недостатке силы воли, отсутствие расчета в поступках, нежелание скрывать свои мысли или лгать не обязательно означает глупость. А именно такие претензии предъявляют некоторые читатели даже к классической литературе, художественную ценность которой сложно опровергнуть: к «Евгению Онегину», «Собору Парижской Богоматери»… Такие «развлекательные» книги как «Три мушкетера» и «Зверобой» стали вдруг невообразимо сложными для молодежи: слишком много аллюзий, слишком большой объем информации.
Проблема «читательского кризиса» — не в неумении отыскивать и усваивать информацию из текста. Незнакомое имя, событие, странный обычай можно, наконец, принять как данность («Значит, был такой человек в истории», «Значит, у них так принято» и т.д.). Проблема — в ее отвержении. В неспособности посмотреть на ситуацию под другим углом, хотя бы поставив себя на место персонажа. Ограниченность кругозора — исправима. Тем же чтением. «Негибкость» сознания — взаимосвязана с предыдущим явлением, но более глубинна, обусловлена в том числе и недостатком общения, современным образом жизни. Решение задачи зависит не только от библиотек — это сигнал для всех социальных институтов. Но библиотека может предоставить одни из самых важных ценностей — ЗНАНИЯ, ОПЫТ тысяч поколений, как предыдущих, так и живущих ныне, и научить с ними обращаться.

@темы: Этника, Моё творчество, Книги

16:25 

О корнях. Продолжение

Слишком строга.
Вербальные тексты дают возможность выделения основных закономерностей поведения туно во время прорицания. Общение с духами при выборе жреца наступает в состоянии экстаза / транса, достигнутого в полубессознательном состоянии / припадке, временном параличе, к которому приводят: пляска до изнеможения под аккомпанемент Быдзым крезь – Великих гуслей, исполняющих Инву Утчан Гур (Мелодию Поисков Небесной воды / благодати); перетягивание полотном или кушаком для остановки дыхания; употребление ритуального напитка (кумышка). Из атрибутов используются: монета (инсигния избранности), сабля и нагайка / плеть (инсигнии власти), гусли (медиатор между двумя мирами), белые одежды (чистота – святость / сакральность), тюрбан из длинного белого полотна, длинное полотенце (полотно – дорога = связь / контакт). Выбор священных мест для жертвоприношений осуществляется при посредничестве священных животных-проводников (бык, лошадь).

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает семантика нагайки / плети, без которой не обходится ритуал выбора жреца. Помимо указанного выше значения (инсигния власти), плеть с обязательной рукоятью из таволги (тубылгы сюло / урыс) символически воспринималась как оберег от козней дьявола. Причиной ее наличия в ритуале была, очевидно, и прямая функция – бить / ударять. Туно ударял по спине новоставленного жреца столько раз, сколько он прочил ему быть в избранной роли. В этом действии, помимо его поверхностного значения, просматриваются его глубинные мифологические корни. Мифологема удара / битья / хлестания как символа нового рождения / возрождения / перерождения кажется нам очевидной в поведении туно. Жребий, павший на вновь избранного жреца, возводил его в совершенно иной статус, «рождал» его в совершенно новом качестве.

Другая грань мифологемы удара в виде жестовой символики прослеживается в побывальщине о волке-оборотне. Мужик едет в поле за сеном и слышит у стога плач. Из-под стога выскакивает волк и идет к человеку, как бы прося помощи. Мужик осмеливается подойти к стогу и обнаруживает там ребенка. Везет его в деревню. Волк идет следом, входит за мужиком в избу и забирается на печь. Присутствующий в избе нищий, оказавшийся знахарем, приказывает стащить волка с печи и пинает его три раза. Волк оборачивается русской женщиной в синем сарафане (14). Глубоко символично, на наш взгляд, знание жестовой символики именно знахарем. Пинок-удар перевоплощает волчицу, женщине возвращается ее прежний облик.

Способности туно в обществе часто используются также в ситуациях пропажи (скота, денег, вещей). Для обнаружения вора совершались магические действия кион сцн сутон (жжение волчьих жил), мыдор вылысь нянь сиён / пурт вылысь нянь сиён ([ритуальное] едение хлеба с иконы / едение хлеба с ножа), которые, согласно верованиям, должны были воздействовать на вора («скрутить» / скрючить; пораниться ножом или быть наказанным самим Богом за содеянное или ложные показания). В область преданий ушла вера в возможность ворожца вызывать дух медведя или его самого для отыскания преступника.

В случае болезни, дабы узнать ее причины и способы избавления от нее, туно гадал на каравае хлеба как высшем / вечном символе жизни / ценности / благополучия; в стремлении узнать ее исход – вглядывался в монету (ее блеск означал скорое выздоровление, потемнение – смерть).

К ворожцам обращались, чтобы узнать о местонахождении кладов, о возможности / невозможности их добыть, если они «заветные» / заклятые. В последнем случае пытались узнать необходимое условие, чтобы его добыть. В преданиях о кладах часто присутствует мотив обращения к ворожцу, раскрывающему завет. Сверхъестественными способностями наделяются иногда и сами люди, промышляющие разбоем.

Ни в письменных источниках, ни в полевых материалах нет сведений о возможных перевоплощениях туно. Но рефлексиями подобных представлений являются, на мой взгляд, поверья о превращениях колдуна. Колдун может превращаться в собаку, кошку, свинью, дальние расстояния преодолевает в образе летящего гуся или огня. Героико-богатырский цикл исторических преданий удмуртов сохраняет полисемантический образ богатырей. Богатыри – не только сильные физически люди, они обладают магическими способностями. Хозяева древнеудмуртских городищ Узякар и Иднакар имели дар пророчества: незадолго до своей гибели они предвещают приход на их земли другого народа и порабощение удмуртов. Богатырь Селта, чтобы уничтожить своих врагов и спасти брата из плена, вражескую деревню «снегом засыпал», сам же появился в ней в облике медведя, а покинул ее, превратившись в ворона. Богатыри не только владеют магическими предметами (золотыми или серебряными лыжами, заговоренным / волшебным мечом или кинжалом), но и напрямую связаны с потусторонним миром (самого резвого коня им дарит обычно водяной, по масти он чаще всего пегий). Эстафета колдовского знания от богатырей переходит к другим «героям-одиночкам» – разбойникам. Так, разбойник Хамит, по свидетельству преданий, сам заговаривал себя от стрел. Обладая колдовским знанием, предвидел свою гибель из-за предательства сестры.

О вере в возможность перевоплощения в момент транса свидетельствует нарратив об одном колдуне, находящийся на стыке жанров фабулата, легендарного предания и мифологической сказки:

«Сначала медведя не было, им сделался один вотяк. Однажды женился знаменитый колдун. Ночью, во время сна, стал он вдруг стонать по-медвежьи. «Зачем так стонешь?» – спросила его жена. – «Ничего, – отвечает колдун, – пройду по двору, и все прекратится». Вышел, разделся, а одежду оставил около клети. Тихонько подкралась за ним жена его посмотреть, что он будет делать. Вот и видит она, что муж ее пошел нагим в лес, дошел до рябины, влез на нее и стал спускаться вниз головой. В это время он был медведем. Догадалась жена, что за ее мужем водится что-то неладное, и с испуга побежала домой, схватила оставленную мужем одежду и спрятала в клети. Через несколько времени возвращается медведь и не находит одежды. Стал он стучаться в дверь к жене и медвежьим голосом просит свою одежду. Пуще прежнего испугалась жена и ни слова не говорит ему. Поревел он, поревел и пошел обратно в лес. Так и остался навеки медведем» (15).

Аналогии между туно и колдуном дают возможность понять особенности восприятия сверхъестественных способностей в целом. Согласно мировоззрению древних, знание = ведовство воспринималось, по-видимому, как единое целое. Удмуртские термины прорицателя (туно) и колдуна (вединь / ересь) свидетельствуют, возможно, о стремлении «распределить специализацию» между представителями белой и черной магий. И если первоначально понятие тун- включало «знание вообще» (аналогии удмуртскому тодыны находим во многих финно-угорских языках: венгерское tudni, финское tieda, эстонское teadma), то впоследствии знанием «во благо» стал обладать только туно, а знанием во вред – только колдун. Это мнение также можно подтвердить данными родственных финно-угорских языков. У коми тун – «ведун, знахарь, кудесник, колдун», тунавны – «предвещать что-либо, ворожить, гадать». Ю.Вихманн утверждает, что значение «предвещать, гадать» развилось из значения «научиться, освоить, выучить» (16). Эти понятия, в свою очередь, напрямую соотносимы с общепермским *nod «ум, смекалка». Т.Уотила связывает его с финским noita/noitua «колдовать, ворожить», саамским noaidde «колдовать, ворожить» (17). Эстонское nхid «колдунья» пополняет список соответствий.

По градации уровня знания в удмуртской традиционной культуре выделяются еще и другие люди, владеющие заповедным знанием. Вышеупомянутые колдуны (ведун / вегинь, ересь) находятся на низшей ступени. В отличие от людей, которые могут изурочить, «испортить» непреднамеренно, только в силу того, что у них «дурной глаз» (секыт син), «тяжелая нога» (секыт пыд), «тяжелые сосуды» (секыт вирсэр), колдуны насылают порчу преднамеренно, освобождаясь от переполняющей их колдовской энергии (вединез улатэ). Затем следуют знахари (пелляськись, от пелляны – дуть, нашептывать) – люди, умеющие врачевать травами, различными снадобьями, снимать непреднамеренную порчу. Третья степень знания и умения характеризует туно – ворожца, прорицателя. Четвертая – самая высокая и очень редкая – туно-пеллё, или усто туно, который обладает даром не только прорицателя, но и знахаря, врачевателя, способного, согласно верованиям, излечивать от самых тяжелых недугов и снимать преднамеренную порчу, то есть справляться с тем, чего не могут ни пелляськись, ни туно. Получение знаний, согласно верованиям, происходит почти одновременно и зависит / не зависит от их желания иметь тот или иной уровень знания. Зафиксированные в XIX веке свидетельства получения особого знания и его разграничения в сознании носителей традиции позволяют проследить развитие представлений. В преданиях об обучении (а это отдельный пласт прозаических произведений, которые содержат много дополнительной информации и требуют отдельного рассмотрения) явно прослеживается мысль о том, что колдун – недоучившийся туно, но недоучившийся по очень существенной причине – за неимением на то достаточных способностей. Фольклорные тексты дают возможность проследить изменение представлений об обучении, больше встречается рассказов об овладении тайными знаниями в отрицательном смысле, нежели в положительном. Причем передача осуществляется уже не божеством, а непосредственно самим носителем знания – колдуном. Не в малой степени это связано и с утратой функции туно в удмуртском обществе, что может быть объяснено позициями христианского вероучения и утратой необходимости выбора жрецов для отправления религиозных культов. Этого нельзя сказать о противоположном значении тайного знания. Представления о черной магии оказываются более живучими и начинают менять целевые назначения устных рассказов о действиях знающих.

Образ туно претерпел существенную эволюцию. Его социальный статус по мере утраты функций в традиционном обществе постепенно меняется. Ритуалы выбора жреца и локализации мест молений, выбора места поселения уходят из культовой практики, на первый план выступает функция ворожбы по бытовым случаям (болезни, пропажи и т.д.). Сакральный статус туно, который определяли его знания и способности, снижается. Воспринимаемый на бытовом уровне, он постепенно «деградирует» в глазах окружающих, превращаясь в «обычного» знахаря или колдуна.


Примечания:

(14) Верещагин Г.Е. Образцы устной словесности вотяков // Календарь и Памятная книжка Вятской губернии на 1897 год. – Вятка, 1896. – Отд. III: Этнография. – С. 76.
(15) Богаевский П.М. Материалы для изучения народной словесности вотяков // Этнографическое обозрение. – 1892. – № 4.
(16) Лыткин В.И., Гуляев Е.С. Краткий этимологический словарь коми языка. – М.: Наука, 1970. – С. 266.
(17) Там же. – С. 194.

@темы: Этника

16:17 

О корнях

Слишком строга.
Эту запись я сделала сначала на ЖЖ. Решила перенести сюда: пусть будет. К миру флоры вернусь чуть позже, а пока - шаманизм накатил...

Найдено здесь: folk.pomorsu.ru/index.php?page=booksopen&book=1...
Статья не самая маленькая, поэтому по частям)

Т.Г.Владыкина. Знающий (туно) в удмуртской традиционной культуре

Роль и статус знающего (туно – от тунаны «предсказывать, гадать» – прорицатель, шаман) в социально-культовой системе традиционного удмуртского общества довольно подробно описаны в этнографической литературе XIXвека (1) и обобщены в трудах современных исследователей (2). Вместе с тем жанры удмуртского фольклора, основанные на верованиях и самым тесным образом связанные с этнической религией – дохристианскими верованиями (мемораты, фабулаты, легендарные и исторические предания), содержат интересные факты, детали поведенческих стереотипов туно, которые пока еще не систематизированы, хотя и введены в научный оборот в других контекстах (3). Их тщательный анализ позволяет более полно представить образ туно, проследить эволюцию представлений о нем (4).

Туно – люди, наделенные сверхъестественными способностями. Жрецы, ворожеи / ворожцы, знатоки, знахари, колдуны – вот те термины-определители, которыми пользуются исследователи XIX века, характеризуя туно и пытаясь найти эквиваленты удмуртскому слову. Разноречивые по смыслу термины, используемые в качестве синонимов в контексте института шаманства, самым ярким элементом которого в удмуртской традиционной культуре был феномен туно, по сути указывают не только и не столько на многообразие функций последнего, но и на его возможности и способы взаимодействия с иными мирами, а также на представления о нем окружающих. Судя по рассказам, а также свидетельствам очевидцев, туно – главные приверженцы и хранители древней веры. По их ворожбе-рекомендации выбираются места жертвоприношения, жрецы главных общественных молений. Являясь своеобразными устроителями социально-культовой иерархии в обществе, туно тем самым сохраняют и функции хранителей информации и наставников в межпоколенной трансляции знаний. Легендарные предания о преимуществах «удмуртской» веры, о каре богов за надругательство над святынями являются, по-видимому, назиданиями, получаемыми жрецами от самих туно и облеченными в форму прорицаний.

Полную картину поведения туно во время избрания им новых жрецов для мирских молений в родовом святилище (куа утись) и священной роще (луд утись) можно получить по рассказу очевидца – выборного жреца, сроки полномочий которого истекли, но он не мог их передать другому вне установленных правил:

«Когда я был луд утись, или иначе луд асаба, т. е. начальником луда, или как говорят, керемети (5), то вместе со своими товарищами тцре (6) и парчась (7) надумали получить отставку, поэтому мы отправились …к усто туно… Когда мы зашли к нему на квартиру, я предложил серебряную двадцатикопеечную монету (югезь, т.е. святыня или дар): он принял, монета пристала к концу безымянного пальца его с нижней стороны [здесь и далее выделено мною. – Т.В.]. Посмотрев на монету, он воскликнул: «О, ты асаба (начальственное лицо) и стал плясать от радости, потом спросил: «Чему же ты начальник?» Я сказал: «Узнай сам». Он ответил: «Ты начальник луда». Я, взволнованный, не вытерпел и прослезился… Товарищ мой тоже предложил такую же монету, положив на стол, усто туно, касаясь пальцем предложенной ему монеты, трижды пытался также зацепить об палец, но не успешно; возвратив монету…, потребовал от него другую…; последняя оказалась подходящей. Посмотрев на нее или, сказать иначе, поворожив на ней, сказал ему: «Ты не подходящ к своей обязанности, несчастлив ты, неподходящ потому, что жена твоя – дочь будзим куа утися, тебе нельзя быть тцре» (8). Потом велел … приехать за ним… Истопили баню. Его переодели в белую одежду, все это он взял от тцре, как-то: рубашку, штаны, лапти и портянки, шортдэрем (верхний белый кафтан), потом от меня, как от луд утися, взял полотенце, которым опоясали его два человека туго-натуго, и 8 аршин белого тканого холста, которым обвил голову, но без шапки. Тем временем и народ собрался, женщин не было. На столе были приготовлены бутылки с кумышкой и чарка от луд утись. Затем усто туно стал из бутылок лить кумышку в чарку понемногу, но из одной бутылки отказался брать кумышку, сказав, что не годится. Хозяин бутылки возразил: «Почему не годится? Ведь у нас никто колдовством не занимается, и кумышка чиста». «Не оттого, что нечисто, – ответил…, – и не оттого, что сила вражия есть, но не знаю, отчего горит свеча, если бы в вас была сила вражия, то вместо свечки бы горела головешка» (9). Потом, когда кончил лить кумышку в чарку, вышли все во двор молиться, чарку сам молил, прося успеха… Потом опять вошли в избу и сам внес чарку, выпив несколько, передал мне, я, попив немного, передал тцре, а тцре парчасю и т.д.; таким образом выпили всё. Из этой бутылки, в которой горела свеча… велел мне налить в чарку и молить во дворе особо… Саблю свою усто туно одним концом поставил на голову, так что другой конец чуть не касался потолка, уронил на пол намеренно, и сабля воткнулась в пол. Повторялось это до двух раз. В правой руке у него в это время была нагайка, черен которой составлен из таволожника на страх врагам. Потом велел играть на гуслях, а сам стал плясать, во время пляски он вдруг упал, так что пена пошла изо рта. Затем, находясь в таком положении, крикнул: «Митрофан!» Народ спросил: «Который? У нас их два». Он ответил: «Тот, который 12–13 лет!»… Потом сказал: «…киме палалэ (значит, выпрямьте мои руки)». Руки у него в то время окоченели. Мы подняли [его]…» (10).

В экспедициях по Удмуртии в 80 е годы XX столетия еще можно было записать воспоминания о туно. Однажды мне посчастливилось зафиксировать рассказ очевидца, который был свидетелем ритуала выбора жреца. По его рассказу, в избе – при большом стечении народа – жрец воткнул саблю в пол, стал плясать вокруг нее и довел себя до исступления. Затем он выхватил ее, стал размахивать над головой и неожиданно для всех присутствующих метнул прямо в толпу. Сабля проскользнула между вплотную стоящих людей, никого при этом не задев, и воткнулась в стену напротив того человека, которого туно прочил в жрецы. Самым эмоциональным моментом рассказа информанта было сообщение именно этого факта. И очевидцы подобного ритуала, и те, кто пересказывал некогда слышанное, всегда высказывали восхищение по поводу таких способностей туно, удивлялись его ловкости и умению. Мотив метания ножа / кинжала можно назвать «общим местом» меморатов и фабулатов о туно, часто воспоминания о нем ограничиваются лишь констатацией мотива, практически только он сохраняется в современных рассказах.

Публикации фабулатов, записанных в XIX веке, содержат много других интересных сведений о способностях туно. Один из знаменитых чародеев из рода Уля – Уля Онтон – имел, по свидетельству очевидцев, югезь – золотую и серебряную пластины с какими-то изображениями. С помощью их он ворожил и предсказывал. В передаваемом из рода в род рассказе о выборе места моления для племени Пупья рассказывается о том, как Уля Онтон положил пластину на палец, что-то нашептал, «и югезь улетел, как легкокрылая бабочка, на высокую гору Вылынлуд. Уля Онтон поймал коня, сел на него без узды, и конь помчался стрелой… Приехав на Вылынлуд, Уля Онтон слез с коня, привязал его к ели, и пошел в деревню сообщить… об открытии места моленья» (11).

Тема выбора места жертвоприношения формирует и другой текст – побывальщину-легендарное предание об уже упомянутом ворожце Уле:

«Это было около 1812 года, когда на названном месте жертвоприношений еще не бывало. Время стояло ненастное. Дождь лил как из ведра беспрерывно несколько суток, так что нельзя было выходить из дома. В это время приехал в деревню …ворожея Уля на бурой лошади и собрал мужиков. И объявил он мужикам, что им нужно выбрать место для жертвоприношений. Мужики согласились, и он, сев на свою лошадь, сказал ей: «Где надо молиться Му-Кылчину (богу или духу земли), остановись там». Сказав это, он выпустил из рук поводья узды. За ним пошли и мужики. Лошадь привела его на место Курок-нюк. Зашла она в лес и остановилась, как вкопанная, под одной елью. «Здесь вы должны приносить жертву Му-Кылчину», – сказал Уля. Затем он опять обратился к своей лошади и сказал ей: «Повернись по солнцу и остановись под той елью, под которой следует приносить жертву Инмару (Верховному существу). Конь повернулся и остановился под стоящей рядом елью… Так он выбрал место жертвоприношений трем божествам. Выбрав эти места, ворожей назначил трех жрецов, по числу выбранных мест, и велел им приносить каждогодно Му-Кылчину бычка и телку черных, Инмару – жеребчика и кобылицу соловых, а Гудыри-мумы [Матери-громов. – Т.В.] – одного барана. В тот же день всем селением приобрели названных животных и принесли их в жертву под выбранными деревьями. Дождь лить перестал, вот с тех пор на этом месте и приносятся жертвы каждый год под тремя отдельными елями одновременно» (12).
Мотив перемены места жертвоприношения является одним из главных в преданиях о ворожцах: «Однажды нужно было переменить луд (кереметь). Позвали ворожца, он приехал верхом на недержанной лошади и без узды. Лошадь пошла конечно не по дороге, так что в одном месте привелось разгородить прясло, и на том месте, где остановилась лошадь, сделали кереметь» (13).

Примечания:

1) Елабужский М. Моления некрещеных вотяков Елабужского уезда // Вятские епархиальные ведомости. – 1895. – № 15. – С. 623; Богаевский П. М. Очерки религиозных представлений вотяков // Этнографическое обозрение. – М., 1890. – Кн. 4. – № 1. – С. 125; Васильев И. Обозрение языческих обрядов, суеверий и верований вотяков Казанской и Вятской губерний // Известия Общества археологии, истории, этнографии. – Казань, 1906. – Т. 22. – Вып. 3. – С. 185–219; Вып. 4. – С. 253–276; Вып. 5. – С. 321–349.
2) Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. – Ижевск: Удмуртия, 1994. – С. 142–143.
3) Верещагин Г.Е. Собрание сочинений: В 6 т. / Под ред. В.М.Ванюшева. – Т. 1: Вотяки Сосновского края / Отв. за выпуск Никитина Г.А. – Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1995. – С. 20, 80, 87–89, 128–130. – (Памятники культуры); Верещагин Г.Е. Собрание сочинений: В 6 т. / Под ред. В.М.Ванюшева. – Т. 2: Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии / Отв. за выпуск Христолюбова Л.С. – Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1996. (Памятники культуры); Владыкина Т.Г. Удмуртский фольклор: проблемы жанровой эволюции и систематики. – Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1998. – С. 62–67.
4) См. в связи с этим обращение исследователей русской традиционной культуры к жанрам устной прозы и поверьям как основному источнику сведений о людях, наделенных магическими способностями: Виноградова Л.Н., Толстая С.М. Ведьма // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. – Т. 1: А–Г. – М.: Международные отношения, 1995. – С. 297–301; Левкиевская Е.Е. Знахарь // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. – Т. 2: Д–К (Крошки). – М.: Международные отношения, 1999. – С. 347–350; Левкиевская Е.Е. Колдун // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. – Т. 2: Д–К (Крошки). – М.: Международные отношения, 1999. – С. 528–533; Криничная Н.А. Русская народная мифологическая проза: истоки и полисемантизм образов. Том второй: Былички, бывальщины, легенды, поверья о людях, обладающих магическими способностями. – Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2000; Добровольская В.Е. Народные представления о колдунах в несказочной прозе // Мужской сборник. – Вып. 1. Мужчина в традиционной культуре: Социальные и профессиональные статусы и роли. Сила и власть. Мужская атрибутика и формы поведения. Мужской фольклор / Сост. И.А.Морозов; отв. ред. С.П.Бушкевич. – М.: Лабиринт, 2002. – С. 95–105.
5) Луд / Керемет(ь) – Священная роща; локус, символизирующий природу / неосвоенное пространство как противопоставление пространству освоенному / культурному, антитеза родовому святилищу в бинарной оппозиции Куа(ла) – Луд / Керемет(ь).
6) Тцре / тцро – распорядитель обряда.
7) Парчась – помощник жреца по разделке жертвенного животного.
8) Согласно верованиям, удмуртская деревенская община делилась на две эндогамные группы: Будзым куа выжы (род Великого святилища) и Луд выжы (род Луда). Члены их – соответственно – являлись хранителями основных святынь. Подобное разделение наложило отпечаток и на семейно-брачные отношения.
9) Реакция туно на фантом свечи в бутылке с кумышкой (домашней водкой) в данной ситуации не вполне адекватна. Согласно верованиям, подобное видение как раз и являлось свидетельством избранности хозяина бутылки, и именно на него должен был пасть жребий. Возможно, это один из вариантов поведенческих стереотипов туно, о чем можно судить по дальнейшим его действиям, когда содержимое бутылки было освящено отдельно.
10) Васильев И. Обозрение языческих обрядов… – Казань, 1906. – Т. 22. – Вып. 3. – С. 215–216.
11) Верещагин Г.Е. Собрание сочинений: В 6 т. / Под ред. В.М.Ванюшева. Т. 2: Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии / Отв. за выпуск Христолюбова Л.С. – Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1996. – С. 83. (Памятники культуры)
12) Там же. – С. 23–24.
13) Васильев И. Обозрение языческих обрядов… – Казань, 1906. – Т. 22. – Вып. 5. – С. 336.

Продолжение следует

@темы: Этника

18:01 

Это было бы интересно...

Слишком строга.
03.04.2013 в 16:36
Пишет Хозяйка книжной горы:

Библионочь - 2013
19 апреля (пятница)в Нижегородской областной библиотеке (Н.Новгород, ул. Варварская, д.3) состоится Библионочь в рамках Всероссийской акции. Читателей и гостей библиотеки ждет обширная культурная программа:
экскурсии,
буккроссинг,
кинолекторий,
книжный скрипторий,
мастер-класс по сохранности ценных книг,
мастер-класс по искусству дарения книг,
музыкально-литературный "нон-стоп",
и, наконец, историко-литературный бал!

Что особенно приятно,
Это все для вас БЕСПЛАТНО!




Приглашаем к участию любителей книги, поэзии, музыки и, конечно же, исторического танца!


Библионочь в "Ленинке" начнется с 17.00 ч.
Музыкальный "нон-стоп" — с 18.00 ч.
Кинолекторий — с 18.00 ч.
Бал — с 19.00 ч.

Подробности в комментариях.
Следите за обновлениями. Может появиться новая информация :)

URL записи

@темы: Внимание!

15:28 

Записки не очень юного натуралиста. Багульник

Слишком строга.
Продолжаю про растения.
Что я об этом растении знала? Живёт на болоте, ядовитый, цветёт красиво белым)
Вот что ещё пишут (немного сокращаю текст, обилие научных терминов, думаю, пользы не прибавит):
Официально - Багульник болотный - Ledum palustre (от греч. ledoa - название смолистого растения; лат. palustris, e - болотный), Сем. Вересковые (Eriсасеае). По-русски - багульник; по-украински - багно; по-польски - swiniе bаgnо. А также - багунник, багун, клоповник, гушатник.
Это вечнозеленый кустарник, высотой от 50 до 120 см. Побеги покрыты густым "ржавым" войлочным опушением, листья кожистые, блестящие, темные, продолговатые, края сильно загнуты вниз. Цветы белые, остропахнущие, в многоцветковых зонтиках (цветение - в мае-июне). Плод-коробочка раскрывается пятью створками. Корни поверхностные. Все части растения ядовиты. Мёд, собранный с цветков, тоже ядовит.
Имеет очень сильный запах, напоминающий запах камфары. Во время цветения выделяет в воздух вещества, которые в больших количествах оказывают неблагоприятное воздействие на человека, в основном это выражается в головной боли. Поэтому растение называют ещё болиголов и головолом.
Произрастает в Северной Америке и Евразии. В частности, в Полесье. Распространён на верховых болотах, во влажных сосновых лесах, на лугах. В черноземной зоне встречается значительно реже, чем в лесной.
В народной медицине багульник используют как противокашлевое и бактерицидное средство при бронхите (в том числе хроническом), пневмонии, коклюше, туберкулёзе и других заболеваниях, сопровождающихся кашлем. Также - при одышке и астме. В этих случаях применяется как настой. В виде отвара, ванн, мазей, припарок используется для лечения различных заболеваний: желудочно-кишечного тракта, выделительной системы, женских болезней, кожных, болезней суставов; а также - при ушибах, ранах, обморожениях, укусах змей и ядовитых насекомых.
Применяется (по крайней мере, раньше применялся) и для лечения домашнего скота, отсюда, собственно, и swiniе.
Порошком листьев багульника или веточками перекладывали одежду в сундуках для предохранения ее от моли. Растение может служить и для отпугивания мух и комаров.
Инфо в основном отсюда:
alisarat.narod.ru/garden/ledum.htm
lekmed.ru/lekarstva/lekarstvennye-rasteniya/bag...
И сам багульник:



@темы: Природа

11:41 

Tyanavlad, приветствую)))

Слишком строга.
Любителю драконов дарю дракона)))


@темы: Фотки/картинки

11:29 

Народные названия лекарственных растений

Слишком строга.
Вроде огородом занимаюсь, петрушку от сельдерея отличаю, кориандр с кинзой отождествляю... А занялась славянским фэнтези и обнаружила, как мало знаю о растениях вообще.
Инфо вот отсюда: vapakol.ru/narodnye-nazvaniya-rastenijj

Адамово ребро >>Горичник русский
Амаус луговой >> Девясил высокий
Анютины глазки >> Фиалка трехчветная

Бабка >> Подорожник большой
Багул >> Лабазник вязолистный
Багун >> Багульник болотный
Баз >> Бузина черная
Базовик >> Бузина черная
Баранец >> Плаун булавовидный
Барашки >> Первоцвет весенний
Барыня >> Боярышник колючий
Бегун >> Плаун булавовидный
Белоголовник >> Лабазник вязолистный
Белоголовник >> Тысячелистник обыкновенный
Белокопытник >> Копытень европейский
Белокопытник >> Мать-и-мачеха
Белокудренник >> Панцерия или пустырник шерстистый
Белый зверобой >> Кошачья лапка двудомная
Береза бородавчатая >> Береза белая
Бессмертник белый >> Кошачья лапка двудомная
Бирючьи ягоды >> Хвойник двуколосковый
Блакотник >> Копытень европейский
Блекота >> Белена черная
Блошная трава >> Подорожник блошный, блошник
Блошница >> Душица обыкновенная
Блошница >> Подорожник блошный, блошник
Блющнк >> Будра плющевидная
Бобовник >> Вахта трилистная, трифоль
Богородичный непчик >> Тимьян ползучий
Богородская трава >> Тимьян ползучий
Бодяк >> Дурман обыкновенный
Божьи ручки >> Астрагал
Болдырьян аптечный >> Валериана лекарственная
Бородавник >> Чистотел
Бородач >> Ластовень лекарственный
Борошень >> Лабазник вязолистный
Боярка >> Боярышник колючий
Бредина >> Ива козья
Брусничник >> Толокнянка
Брыжжевельник >> Можжевельник обыкновенный
Будяк >> Татарник колючий
Будяк синий >> синеголовник плосколистный
Бузина низкорослая >> Бузина травянистая
Бузина вонючая (дикая) >> Бузина травянистая
Бузок >> Бузина черная
Буквица черная >> Буквица лекарственная
Буковица >> Первоцвет весенний
Бурак >> Свекла обыкновенная
Буркун желтый >> Донник лекарственный
Быльник >> Полынь обыкновенная или ченобыльник

читать дальше

@темы: Природа

12:36 

Девушки и дамы! У нас праздник!!!

Слишком строга.
12:17 

Хозяйка Книжной Горы, Юлия (Ортанс) - с Днем Рождения!

Слишком строга.
09:37 

Слишком строга.
06.03.2013 в 19:49
Пишет Шано:

Кое-что у меня уже было, но пусть еще раз

Оригинал взят у в Пейзажности
Разноцветье природы
URL записи

@темы: Чужие интересности, Фотки/картинки, Природа

09:36 

Слишком строга.
06.03.2013 в 13:42
Пишет Jess_nata:

Ищу педиатра
В доктор киллер, увы, аналогичный мой пост не пропустили - придётся  так. А насколько было бы проще...

Я ищу педиатра, который согласился бы (которому удобно\близко) ездить на Мосфильмовскую ул (Москва), если понадобится поставить диагноз и назначить лечение внИзапно заболевшему ребёнку (9 лет). Разумеется, на платной основе. Разумеется, официально практикующий врач, имеющий право выдавать справки для школы - о болезни.

Ищу,  потому что прежний наш доктор слишком задрала цену за визит. Так, что она стала неприемлемой для нас.

Я знаю, что у меня во френд-ленте врачей - исчезающе малое кол-во. Но так же знаю, что у моих френдов их в друзьях достаточно. Надеюсь, кто-то из моих френдов сочтёт возможным сделать репост с тем, чтоб моя просьба добралась таки до адресной аудитории - т.е. врачей.

Не стоит глумиться и ернически вопрошать, не могла ли я найти врача более простым путём. Не смогла. У знакомых таковых врачей нет. Поиск по знакомым знакомых тоже не дал результатов. В поликлинике участковый врач - пожилая бабулька, замученная собственными болезнями. Куда ещё пытаться наладить с ней частные отношения пациент-посещающий на дому врач??? Врач из поликлиники, недавно пришедший на вызов вообще вверг меня в шок: мужчина с типичной внешностью носителя оранжевой жилетки, плохо говорящий по-русски, да ещё с таким чудовищным акцентом, что половину слов понять сложно. В его квалификации возникают обоснованные сомнения.
А обращаться в другие платные центры я не хочу (прежний врач была из Института Педиатрии, впрочем, контракт мы давно не заключали, отношения были частными). Пока. Хотя бы потому, что предпочитаю платить всю сумму целиком врачу, пришедшему ко мне, а не страховой компании, когда врачу достаются крохи.

URL записи

@темы: Внимание!

мой дневник

главная